Ил-62

Ил-62

Ильюшин Ил-62М МЧС России

Тип:

Пассажирский самолёт

Разработчик:

ОКБ Ильюшина

Первый полёт:

3 января 1963

Начало эксплуатации:

1967

Статус:

Эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

СЛО «Россия» (7) ВВС России (5)

Годы производства:

1966—2009

Единиц произведено:

276

СОДЕРЖАНИЕ
Ил-62
История создания
Характеристики самолёта
Особенности Ил-62
Эксплуатация
Авиационные происшествия

Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960. Первый полёт совершил в 1963. В эксплуатации с 1967. Производился серийно в 1966—1995. Всего было выпущено 276 самолётов. Последний борт (серийный номер 2357711) был построен в 2004 году для правительства Судана.

Реактивный пассажирский самолёт второго поколения, Ил-62 стал первым советским реактивным самолётом, способным совершать беспосадочные межконтинентальные перелёты. На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов по скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил «бортом № 1» для перевозки руководства СССР. Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.

История создания

Разработка Ил-62 была начата в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолёту, способному совершить беспосадочный перелёт из Москвы в Хабаровск и Гавану.

Прототип Ил-62 СССР-06156 с двигателями АЛ-7 тягой по 7500 кгс впервые поднялся в небо 2 января 1963 под командованием В. К. Коккинаки. Двигатели АЛ-7 уже на втором прототипе СССР-06153 1964 сменили на новые НК-8 (9500 кгс), а позже - на модифицированные НК-8-4. Испытания продолжались 4 года, и в середине 1967 года самолёт поступил в эксплуатацию.

С 1969 года в ОКБ им. Ильюшина приступили к разработке модифицированного варианта Ил-62М. Новый вариант, имевший также обозначение Ил-62М-200, отличается от исходного самолёта более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол, размещением в вертикальном оперении дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, усовершенствованной системой управления и т. д.

Лётные испытания самолёта Ил-62М были проведены в 1970—1972 годах. В январе 1973 года он поступил в эксплуатацию. Самолёты Ил-62М используются на наиболее протяжённых маршрутах. В 1975 году на нём был выполнен перелёт из Москвы в Сиэтл (США) через Северный Полюс.

В 1978 году появился вариант Ил-62МК, отличавшийся усиленной конструкцией крыла и новой компоновкой пассажирской кабины, рассчитанной на перевозку до 186 пассажиров. Максимальная взлётная масса была доведена до 167 тонн, а полезная нагрузка - почти до 23 тонн.

Характеристики самолёта

Характеристики

Ил-62

Ил-62М

Размах крыла

43,2 м

Длина

53,12 м

Высота

12,35 м

Угол стреловидности крыла

32,5°

Максимальная дальность полета, км

10 000

11 050

Максимальный взлетный вес, т

161,6

165/167

База шасси

24,48 м

Крейсерская скорость

850 км/ч

Максимальная скорость

870 км/ч

Пассажировместимость

186

Особенности Ил-62

  • Особенностью конструкции самолёта является небольшая четвёртая двухколесная задняя опора шасси, используемая для предотвращения опрокидывания пустого самолёта при стоянке и рулении. Компоновка самолёта такова, что центр тяжести пустого самолёта находится позади основных опор шасси.
  • Несмотря на значительные размеры и большой взлётный вес, самолёт Ил-62 не имеет бустерной системы. Управление рулями и элеронами производится только за счёт мускульной силы пилотов или электрических рулевых машинок автопилота. Такое решение стало возможным благодаря указанным выше особенностям развесовки самолёта, при которой для взлёта и выравнивания не требуется большая площадь рулей.
  • Ил-62 стал первым отечественным реактивным самолётом, на котором был применён реверс тяги двигателей.

Эксплуатация

Ил-62М Air Koryo

Самолеты семейства Ил-62 серийно выпускались в 1969—1995 годах на авиационном заводе в Казани. Всего было построено 290 самолётов: 3 прототипа (построены в Москве), 94 Ил-62 и 193 Ил-62М и Ил-62МК. Из этого количества 81 самолёт был изготовлен для экспорта в страны соцлагеря: Ангола, Венгрия, ГДР, КНДР, КНР, Куба, Мозамбик, Польша, Чехословакия.

К началу 90-х годов четырёхдвигательный узкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолётов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России.

По состоянию на начало 2012 года в эксплуатации остаётся 29 Ил-62: 16 в России, 1 в Казахстане, 4 в КНДР, 2 на Украине, 2 в Иране, 2 в Ливии, по одному в Судане и Гамбии. Практически все самолёты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов. Остальной выпуск Ил-62, по данным того же источника, распределяется так:

  • разбилось — 18 (всего аварий, повлекших списание, - 23; см. ниже)
  • порезано на металлолом — 176
  • на хранении — 66, из них 12 машин в качестве музейных экспонатов, кафе, ресторанов, памятников.

Авиационные происшествия

Всего по данным на 24 июля 2009 года потеряно 23 самолёта типа Ил-62. Произошло 12 авиакатастроф с его участием.

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы

Жертвы

Краткое описание

25.02.1965

Флаг СССР06156

Флаг СССРЖуковский

10/10

испытательный полёт, разбился при взлёте

16.06.1972

Флаг ЕгиптаSU-ARN

Флаг ЕгиптаЕгипет

0/59

вылетел за пределы ВПП

14.08.1972

Флаг ГДРDM-SEA

Флаг ГДРГДР

156/156

проблемы с управлением элеронами и пожар на борту

13.10.1972

Флаг СССР86671

Флаг СССРШереметьево

174/174

разбился при третьей попытке захода на посадку

23.03.1973

Флаг Китайской Народной РеспубликиB-2002

Флаг Китайской Народной РеспубликиКитай

н.д.

подробности неизвестны

20.08.1975

Флаг ЧехословакииOK-DBF

Флаг СирииОколо Дамаска

126/128

Разбился при заходе на посадку из-за ошибки экипажа

27.05.1977

Флаг СССР86614

Флаг КубыГавана

1+68/70

При заходе на посадку задел линии ЛЭП

14.03.1980

Флаг ПольшиSP-LAA

Флаг ПольшиВаршава

87/87

При заходе на посадку разрушился второй двигатель

06.07.1982

Флаг СССР86513

Флаг СССРоколо Москвы

90/90

Сигнал пожара обоих двигателей. КВС отключил их, и самолёт упал

29.09.1982

Флаг СССР86470

Флаг ЛюксембургаЛюксембург

14/77

При посадке не сработал реверс первого двигателя

01.07.1983

Флаг КНДРP-889

Флаг ГвинеиЛабе

23/23

Врезался в горы

09.05.1987

Флаг ПольшиSP-LBG

Флаг ПольшиВаршава

183/183

При наборе высоты взорвался второй двигатель

17.06.1989

Флаг ГДРDDR-SEW

Флаг ГДРБерлин

1+21/113

При взлёте заклинило задний руль и элероны

03.09.1989

Флаг КубыCU-T1281

Флаг КубыГавана

45+126/126

Взлетал в сложных метеоусловиях, врезался в жилые дома

30.06.1990

Флаг СССР86456

Флаг СССРЯкутск

0/109

При посадке два двигателя переведены во взлётный режим

21.11.1990

Флаг СССР86613

Флаг СССРЯкутск

0/176

Вылетел за пределы ВПП, не использовав реверс

10.1992

Флаг России (1991—1993)86703

Флаг России (1991—1993)Домодедово

0/0

Сгорел при заправке

24.04.1998

Флаг КазахстанаYR-IRD

Флаг КазахстанаСтамбул

0/73

Двигатель взорвался в начале взлёта

11.11.1998

Флаг России86564

Флаг СШААнкоридж

0/12

Хвост самолёта срезан B-747, который не вписался в поворот

23.10.2002

Флаг России86452

Флаг КиргизииБишкек

0/11

Технический рейс. Грубые ошибки экипажа при посадке

29.03.2006

Флаг Ливии5A-DKR

Флаг РоссииДомодедово

0/6

При посадке вместо реверса включён взлётный режим

20.04.2008

Флаг КубыCU-T1283

Флаг Доминиканской РеспубликиСанто-Доминго

0/117

Разрушение двигателя вскоре после взлёта. Машина списана

24.07.2009

Флаг ИранаUP-I6208

Флаг ИранаМешхед

16/153

При посадке вылетел за пределы ВПП и врезался в ограждение

Просмотров: 7878

Создан: 2012-01-24

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
110
Зарегестрировалось
4740
Комментариев
0