Ка-52

Ка-52

Авиации Ка-52 ударных вертолетов

Тип:

Ударный вертолёт

Разработчик:

ОАО «Камов»

Производитель:

ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина

Главный конструктор:

Григорий Кузнецов

Первый полёт:

Макет: 25 июня 1997 года опытный экземпляр: 27 июня 2008 года

Начало эксплуатации:

Ноябрь 2011 года

Статус:

Производится, эксплуатируется

Основные эксплуатанты:

ВВС России

Годы производства:

с 2008

Стоимость единицы:

857,142 млн рублей

Базовая модель:

Ка-50

СОДЕРЖАНИЕ
Ка-52
История создания
История производства
Тактико-технические характеристики
Вооружение
Модификации
Происшествия
На вооружении
Изображения

Ка-52 (изделие «806», по классификации НАТО — Hokum B, также известен как «Аллигатор») — российскийбоевой вертолёт. Машина способна поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».

До отказа от серийного производства Ка-50 — командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.

История создания

25 июня 1997 года состоялся первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).

27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.

29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» началось серийное производство «Аллигаторов». В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит до 30 вертолётов Ка-52. В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.

Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.

В 2011 году завершены ГСИ вертолёта

В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)

23 октября 2012 года успешно завершены ГСИ оптиколокационной станции.

История производства

2008 год — построено два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)

2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.

2010 год — построено 12 Ка-52

В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны

20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».

26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.

2011 год — поставлено 9 Ка-52. На последних четырёх вертолётах впервые была установлена БРЛС «Арбалет».

31 августа 2011 года — подписан контракт между Вертолёты России и Оборонпром на производство и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт.

В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.

7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов сообщил о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».

За 2012 год изготовлено 21 вертолёт с поставкой 5 (бортовые 01, 02, 21, 22, 23 жёлтый в Черниговку) и 16 в Кореновск (бортовые 41-56 красный) со сборкой в Ростове и передачей в течение весны 2013 года.

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации Ка-52.

Источник данных:

Прототип Ка-52 на МАКС-2005: вид спереди

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
  • Длина: 16,0 м
  • Длина фюзеляжа: 14,2 м
  • Диаметр несущего винта: 14,5 м
  • Диаметр рулевого винта:
  • Размах крыла: 7,3 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа:
  • Высота:
  • Площадь, ометаемая несущим винтом:
  • База шасси:
  • Колея шасси:
  • Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
  • Силовая установка: 2 ? турбовальных ВК-2500 производства «Мотор Сич» или производства «ОАО "Климов"»
  • Мощность двигателей: 2 ? 2400 л. с. (на взлётном режиме)
    • на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.
    • на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Лётные характеристики

Ка-52 над Москвой в День Победы, 9 Мая.
  • Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
  • Максимальная скорость: 300 км/ч
  • Крейсерская скорость: 260 км/ч
  • Практическая дальность: 460 км
  • Продолжительность полёта:
  • Перегоночная дальность: 1110 км
  • Статический потолок: 3900 м
  • Динамический потолок: 5500 м
  • Скороподъёмность: 10 м/с
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g

Вооружение

Схема подвесок оружия на серийный вертолёт Ка-52
  • Стрелково-пушечное:
    • 1 ? 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
  • Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
  • Боевая нагрузка: 2000 кг
  • Управляемые ракеты:
    • ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР «Вихрь» или «Атака»(с лазерной системой наведения )
    • ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах); Р-73
  • Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 130-мм (4 х 5 шт.)
  • Дополнительное вооружение: 4 х 23-мм пушки в контейнерах УПК–23–250 (боезапас — 500 снарядов)

Вооружение

Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, ПТУР «Вихрь» с лазерной лучевой системой наведения, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 может дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР «Атака (ПТУР)» типа 9М120-1 (9М120-1Ф) разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерно-лучевой системой управления, управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В перспективе планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-поверхность». ПТУР «Вихрь», разработанные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», созданные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.

Ка-52 в полёте, июнь 2011 года.

Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является использование на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ракеты Р-73 входят в номенклатуру вооружения большинства самолётов фронтовой авиации,ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. В настоящее время ПТРК «Вихрь» снят с производства (штурмовики Су-25ТМ/Су-39 развития не получили, их производство не ведётся). В перспективе планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 вменено в обязанность решение ещё одной задачи: он должен стать своего рода «летающей партой» для пилотов одноместных Ка-50. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.

Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.

Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).

Модификации

Ка-52 в полёте, осень 2011 года.
  • Ка-52 — базовая версия
  • Ка-52К — морская версия Ка-52. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усиление стоек шасси. В сентябре 2011 года вБаренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52 (прототип, б/н 061), в ходе которых он впервые совершил посадку на палубу большого противолодочного корабля. Корабельная версия Ка-52 станет основной ударной силой как вертолётоносцев типа «Мистраль» (которые к 2014 году должны поступить на вооружение российского флота), так и других кораблей Военно-морского флота России. Первые серийные образцы ожидаются в 2013 году.

Происшествия

12 марта 2012 года в 21:05, вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой службой спустя 10 часов после аварии (всего в 10-ти км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10)). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.

На вооружении

Россия

  • Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — 8 Ка-52, по состоянию на июль 2012 года.
    • В декабре 2010 года были переданы для испытаний первые четыре серийные Ка-52.
    • 8 февраля 2011 года передана партия из четырёх Ка-52.
    • Декабрь 2011 года — поставлены ещё 5 Ка-52 (б/н 91, 96-99) — из них четыре окрашены по новой схеме (с основным серым цветом).
  • 575-ая авиабаза армейской авиации (с. Черниговка) — 12 Ка-52, по состоянию на 2011 год.+5 поставлены в 2012 году
  • 393-ая авиабаза армейской авиации (Кореновск) — 12 Ка-52, по состоянию на март 2013 года и 4 планируется к передаче в апреле.

Изображения

Ка-52 на выставке «100 лет ВВС России»:

Двигатель ВК-2500П/ПС для Ка-52:

Ка-52 на МАКС-2009:

Сравнительные ТТХ современных ударных вертолётов

Страна и название вертолета

Флаг РоссииМи-28Н

Флаг РоссииКа-52

Флаг СШАAH-64D Apache Longbow (Block III)

Флаг СШАBell AH-1Z Viper

Внешний вид

Ми-28Н
Ка-52
AH-64D Apache Longbow (Block III)
Bell AH-1Z Viper

Год принятия на вооружение

2009

2011

2011

2011

Масс пустого, кг

8095

7800

5165

5580

Масса топлива, кг

1500

1500

1100

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

2300

2800

н/д

н/д

Встроенная пушка

1 x 30-мм 2А42

1 x 30-мм 2А42

1 x 30-мм M230

3 x 20-мм M197

Точки подвески

4

6

4

6

Максимальная взлётная масса, кг

12 000

10 800

10 400

8390

Силовая установка

2 ? «Мотор Сич»ВК-2500-02

2 ? «Мотор Сич»ВК-2500

2 ? General Electric T700-GE-701D

2 ? General Electric T700-GE-401C

Мощность двигателя, л. с.

2 х 2200

2 х 2400

2 х 2000

2 х 1800

Максимальная скорость, км/ч

300

310

265

300

Практическая дальность (без ПТБ), км

450

520

480

680

Практический потолок, м

5000

5500

5900

6100

Скороподъёмность, м/с

13,6

10,0

12,3

14,2

Стоимость, млн USD

~8,0

~27,0

52,0-61,0

27,0-31,0

Страна и название вертолета

Флаг ИталииФлаг ВеликобританииAugusta Westland T129

Флаг ФранцииФлаг Германии

Eurocopter Tiger

Флаг ЮАР

Denel AH-2 Rooivalk

Флаг ЯпонииKawasaki OH-1 Ninja

Внешний вид

AugustaWestland T129
Eurocopter Tiger
Denel AH-2 Rooivalk
Kawasaki OH-1 Ninja

Год принятия на вооружение

2012

2003

1999

2000

Масс пустого, кг

2530

3060

5730

2450

Масса топлива, кг

н/д

1100

1470

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

1200

н/д

1560

н/д

Встроенная пушка

3 x 20-мм 197B

1 x 30-мм GIAT 30

1 ? 20-мм F2

Точки подвески

4

4

6

4

Максимальная взлётная масса, кг

5000

6600

8750

4000

Силовая установка

2 ? LHTEC CTS800-4A

2 ? Rolls-Royce MTR390-E

2 ? Turbomeca Makila 1K2

2 ? Mitsubishi TS1-10QT

Мощность двигателя, л. с.

2 х 1360

2 х 1464

2 x 1500

2 x 890

Максимальная скорость, км/ч

280

290

280

280

Практическая дальность (без ПТБ), км

550

740

700

550

Практический потолок, м

6000

4000

6100

н/д

Скороподъёмность, м/с

11,3

14,0

13,3

н/д

Стоимость, млн USD

43,0-53,0

39,0

~40,0

н/д

Страна и название вертолета

Флаг КитаяHarbin Z-19

Флаг КитаяCAIC WZ-10

Флаг ИндииHAL LCH

Флаг ИранаHESA Shahed 285

Внешний вид

Harbin Z-19
 CAIC WZ-10
HAL LCH
 HESA Shahed 285

Год принятия на вооружение

2011

2013 (план)

н/д

Масс пустого, кг

2350

5400

3000

820

Масса топлива, кг

н/д

н/д

н/д

н/д

Масса боевой нагрузки, кг

н/д

1500

н/д

н/д

Встроенная пушка

1 ? 23-мм

1 ? 23-мм

1 ? 20-мм

1 ? 7,62-мм

Точки подвески

4

4

4

2

Максимальная взлётная масса, кг

4500

7500

5500

1450

Силовая установка

2 ? WZ-8A

2 ? Pratt & Whitney Canada PT6C-67C

2 ? HAL/Turbomeca Shakti

1 ? Allison 250-C20J

Мощность двигателя, л. с.

2 x 850

2 x 1530

2 x 1200

1 x 420

Максимальная скорость, км/ч

245

н/д

275

225

Практическая дальность (без ПТБ), км

700

н/д

700

800

Практический потолок, м

4900

н/д

6000

4150

Скороподъёмность, м/с

9,0

н/д

12,0

7,0

Стоимость, млн USD

н/д

н/д

~22,0

н/д

Просмотров: 7007

Создан: 2013-06-22

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
110
Зарегестрировалось
4736
Комментариев
0