5 Популярных статей

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году.

Создан:

Т-14 «Армата» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — российский основной танк, и средний танк по массе.

Создан:

«Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

С-300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Ми-4

Ми-4

Вертолет Ми-4

Тип:

Многоцелевой вертолёт

Разработчик:

ОКБ М. Л. Миля.

Производитель:

САЗ, Казанский авиазавод, Harbin.

Первый полёт:

3 июня 1952 года

Начало эксплуатации:

1953 год

Основные эксплуатанты:

СССР (бывший)
Польша (бывший)
КНР (бывший)
КНДР

Годы производства:

СССР: 1952 — 1966, КНР: 1963 — 1979

Единиц произведено:

~3900 (включая Z-5)

Варианты:

Harbin Z-5

Ми-4 (по классификации НАТО: Hound) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.

Был первым военно-транспортным вертолётом вооруженных сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащенный грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.

В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.

Harbin Z-5, китайская лицензионная копия Ми-4, до сих пор стоит на вооружении вооруженных сил КНДР.

История

Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание вертолета было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951 г. морского десанта в Инчоне.

Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет БД-12 (вертолет десантный на 12 мест) совершил первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году начал производиться серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы.


Пассажирский вертолет Ми-4П

По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компоновку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский 5-55, созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1200 кг в нормальном варианте и 1600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1600 кг, в том числе пушку калибром 57 мм с расчетом, два мотоцикла М-72 с колясками и пять десантников или автомобиль-вездеход ГАЗ-67В, а позже ГАЗ-69, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом — решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов. Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибром 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка — специально разработанный для него вариант поршневого двигателя воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1250 кВт,1700 л. с., разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова.


Многоцелевой вертолёт Ми-4

При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопастей несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953 — 1966 гг. на вертолетном заводе в Казани, где было построено примерно 3200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 были поставлены в 1956-1966 гг. за рубеж в 24 страны; кроме того, вертолеты Ми-4 под обозначением 2-5 производились в 1958 — 1979 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 ,г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5» протяженностью более 5000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956 — 1965 гг. были установлены 8 международных рекордов, в их числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м, а в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен диплома и золотой медали.

Вертолеты Ми-4 широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Уже в 1950 г. на воздушном празднике в Тушино демонстрировались 24 вертолета Ми-4, а в 1954 г. с 36 вертолетов Ми-4 был высажен десант с автомобилями и легкой артиллерией.

В 1956 г. вертолеты Ми-4 использовались в военных действиях в Венгрии, в 1961-1962 гг. в Индии, в 1965 г. в Пакистане, в 1960-1975 гг. в Ираке, в Эфиопии в 1971-1980 гг. и других странах, а в 1978 г. в Афганистане, где они вскоре были вытеснены вертолетами Ми-8 и. Ми-24. По данным на середину 1995 г., в вооруженных силах различных стран используются 555 вертолетов Ми-4: Албания — 18, Алжир — 30, Афганистан — 12, Болгария — 14, Венгрия — 40, Вьетнам — 30, Ирак — 40, Йемен — 4, КНР — 350, Куба — 5, Судан -10 и др.


Ми-4М - противолодочный вариант вертолёта

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ПД и четырехопорным шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части, и двухместной кабиной экипажа над ним. Центральную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина размерами 4,15х1,70х1,6 м и объемом 16 м3 с задним грузовым люком размерами 1,86х1,6 м с опускающимся грузовым трапом и открывающимися в стороны створками. С левого борта кабины расположена дверь размерами 0,9х1,45 м, в дверном проеме устанавливается стрела с электролебедкой БА-47 для подвеса груза, по бокам кабины имеются три круглых окна, одно из них в двери. В кабине размещаются откидные сиденья для 12 десантников; в перегрузочном варианте — для 16 десантников, включая стрелка; в санитарном варианте в кабине устанавливается 8 носилок для раненых, столик и сиденье для санитара. Кабина летчика имеет поточно-вытяжную вентиляцию и большие сдвижные двери. С 1957 г. вертолеты Ми-4 оборудуются системой внешней подвески грузов массой 1200 кг, в перегрузочном варианте — до 1600 кг. В носовой части фюзеляжа под грузовой кабиной снизу размещается гондола для стрелка с остеклением впереди и креплением ограниченно-подвижной установки НУВ-1 с пулеметом ТКБ 181 калибром 12,7 мм и коллиматорным прицелом К-10Т. Хвостовая балка коническая, круглого сечения полумонококовой конструкции, с отклоненной вверх концевой балкой.

Шасси четырехопорное, неубирающееся, главные опоры ферменной конструкции, с масляно-воздушными амортизаторами и тормозными колесами размером 700х850 мм, передние опоры с самоориентирующимися колесами размером 100х150 мм, на конце хвостовой балки снизу размещена предохранительная хвостовая опора с воздушным амортизатором.


Советский Ми-4П

Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей и фрикционными демпферами. Лопасти с 1960 г. прямоугольной формы в плане, цельнометаллические, с прессованным лонжероном из алюминиевого сплава и приклеенными секциями с сотовым заполнителем, хорда лопасти 0,62 м, профиль лопасти NАСА 23012, ресурс лопасти 2500 ч. До 1960 г. несущие винты имели лопасти смешанной конструкции со стальным трубчатым лонжероном и обшивкой из фанеры и полотна, ресурс которых не превышал 500 ч. Лопасти имели трапециевидную форму в плане с хордой в корневых сечениях 0,8 м и на конце 0,325 м, профиль лопасти МАСА 230.

Рулевой винт диаметром 3,6 м, трехлопастный, толкающий, с деревянными лопастями трапециевидной формы в плане.

Силовая установка состоит из одного двухрядного звездообразного 14-цилиндрового поршневого двигателя АШ-82В с принудительным воздушным охлаждением, установленного в наклонном положении в носовой части фюзеляжа и снабженного открывающимися в стороны створками для облегчения обслуживания; по бокам фюзеляжа размещены боковые воздухозаборники системы воздушного охлаждения с осевым вентилятором.

Топливная система состоит из одного мягкого протестированного бензобака емкостью 1000 л в специальном контейнере в центральной части фюзеляжа. Для перегоночных полетов в грузовой кабине устанавливается дополнительный бак емкостью 275 л. Маслосистема состоит из одного маслобака емкостью 65 л и маслорадиатора, охлаждаемого воздухом от вентилятора двигателя.


Многоцелевой вертолёт Ми-4

Трансмиссия состоит из главного редуктора с муфтой свободного хода и собственной маслосистемой, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта, соединительных валов и тормоза несущего винта, скорость вращения вала несущего винта на взлетном режиме 198 об/мин, на номинальном режиме 178 об/мин. Система управления впервые в практике отечественного вертолетостроения выполнена бустерной, с гидроусилителями по всем четырем каналам, работа которых- обеспечивается от основной и дублирующей гидросистем с рабочим давлением 3,9 — 5,9 мПа, 40 — 60 кг/см2.

Управление вертолетом двойное, с пружинными загрузочными механизмами.

Оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеорологических условиях, стандартное радиооборудование, состоящее из радиостанции РСИХ-ЗМ, радиокомпаса АРК-5, радиовысотомера РВ-2, радиолокационной станции СРО и переговорного устройства СПУ-2 для различных модификаций, дополняется специальным оборудованием. Вертолет оснащен кислородным оборудованием, обеспечивающим работу экипажа при высотных полетах с кислородным баллоном емкостью 2 л и противообледенительной спиртовой системой; в санитарном варианте дополнительно устанавливается 8 кислородных баллонов емкостью по 1,8 л для раненых.

Модификации


Ми-4М - противолодочный вариант вертолёта

СССР:

    • Ми-4 — базовая модификация.
    • Ми-4П — противолодочный на балоннетах.
    • Ми-4М — противолодочный вариант вертолёта Ми-4, поступил на вооружение в 1956 году. Впоследствии выпускались его модификации с учетом изменения в конструкции и некоторым усовершенствованием противолодочного оборудования: Ми-4АМ, Ми-4ВМ.
    • Ми-4Л — шестиместная транспортная модификация.
    • Ми-4A — основной транспортно-десантный вертолет стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
    • Ми-4С — сельскохозяйственный вариант, использовался и для тушения пожаров.
    • Ми-4ГФ
    • Ми-4МЭ


Многоцелевой вертолёт Ми-4

    • Ми-4МТ
    • Ми-4ФВ
    • Ми-4Щ
    • Ми-4СП
    • Ми-4ПГ
    • Ми-4СВ
    • Ми-4Н
    • Ми-4ПС
    • Ми-4КК
    • Ми-4КУ


Ми-4. Улитинский хребет. Вотчина племени Тафаларов.

  • Ми-4У
  • Ми-4ГР
  • Ми-4ТАРК
  • Ми-4МК
  • Ми-4АВ
  • Ми-4УМ

КНР:

  • Harbin Z-5 — китайская базовая модификация.
  • Сюаньфэн — китайская транспортная модификация.

Лётно-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-4А

  • Экипаж: 3 чел.
  • Пассажиры: 16 чел.
  • Диаметр несущего винта: 21 м
  • Диаметр рулевого винта: 3,6 м
  • Длина фюзеляжа: 16,8 м
  • Высота: 4,4 м
  • Масса пустого вертолёта: 4900 кг
  • Нормальная взлётная: 6950 кг
  • Максимальная взлётная: 7600 кг
  • Максимальная грузоподъёмность: 1600 кг
  • Внутренний запас топлива: 1000+500 кг
  • Силовая установка:
    • Количество, тип, марка: 1 х АШ-82В
    • Мощность: 1 х 1700 л.с.
  • Крейсерская скорость: 140 км/ч
  • Максимальная скорость: 226 км/ч
  • Дальность полёта практическая: 465 км
  • Статический потолок: 1200 м
  • Динамический потолок: 5500 м

Эксплуатанты

Страны, в которых Ми-4 состоял на вооружении

Военные

    • Флаг СССР СССР — широко использовались в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 Ми-4.
    • Флаг Афганистана Афганистан — 18 Ми-4 состояли на вооружении с 1963 по 1997 год
    • Флаг Албании Албания — 22 Ми-4 (с 1957 года и 37 Z-5 (с 1967 года); сняты с вооружения в 2005 году
    • Флаг Алжира Алжир
    • Флаг Анголы Ангола
    • Флаг Бангладеша Бангладеш — Ми-4 сыграли важную роль в Войне за независимость Бангладеш
    • Флаг Болгарии Болгария
    • Флаг Буркина-Фасо Буркина-Фасо — 4 Ми-4 состояли на вооружении с 1985 по 1989 год
    • Флаг Камбоджи Камбоджа
    • Флаг Камеруна Камерун — 1 Ми-4
    • Флаг Китая КНР — было выпущено 545 Harbin Z-5 (лицензионная копия Ми-4); использовались в сухопутной армии, военно-воздушных силах и морской авиации
    • Флаг Кубы Куба


Схема Ми-4

  • Флаг Чехословакии Чехословакия
  • Флаг ГДР ГДР
  • Флаг Египта Египет
  • Флаг Финляндии Финляндия — 3 Ми-4 состояли на вооружении с 1962 по 1979 год
  • Флаг Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау
  • Флаг Ганы Гана — 1 Ми-4
  • Флаг Венгрии Венгрия
  • Флаг Индии Индия
  • Флаг Индонезии Индонезия
  • Флаг Ирака Ирак
  • Флаг Лаос Лаос
  • Флаг Мали Мали — 4 Ми-4
  • Флаг Монголии Монголия
  • Флаг КНДР КНДР
  • Флаг Польши Польша
  • Флаг Румынии Румыния
  • Флаг Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне
  • Флаг Сомали Сомали
  • Флаг НДР Йемен НДР Йемен
  • Флаг Сирии Сирия
  • Флаг Судана Судан
  • Флаг Вьетнама Вьетнам
  • Флаг Йемена Йемен
  • Флаг Югославии Югославия — 25 Ми-4; сняты с вооружения в конце 1970-х гг

Гражданские

  • Флаг СССР СССР
  • Флаг Китая КНР
  • Флаг Чехословакии Чехословакия
  • Флаг Румынии Румыния
  • Флаг Монголии Монголия

Катастрофы и аварии

Катастрофы и аварии многоцелевого вертолёта Ми-4

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы

Жертвы

Краткое описание

11 июня 1957

Л0514

Магаданская область, Чукотский АО, 10 км от устья реки Кремянка

0/11

отказ техники, недостатки в конструкции

17 мая 1960

04311

Мурманская область, близ Мурманска

2/3

Упал в воду и затонул при посадке на ледокол «Ленин».

19 сентября 1964

19162

Якутская АССР, в районе Учура

2/2

причины неизвестны

17 сентября 1965

19155

Чукотский АО, в районе реки Кувет

0/4

заход на посадку, ошибка экипажа

24 октября 1968

38315

Якутская АССР, 48 км от Якутска

3/3

ошибка экипажа, погодные условия

27 июля 1970

66863

Якутская АССР, 22 км от Себян-Кюэля

3/6

ошибка экипажа

17 августа 1972

01840

Камчатская область, 70 км севернее пос. Козыревск

1/6.

заход на посадку, ошибка экипажа

28 августа 1973

38254

Магаданская область, 15 км западнее пос. Дукат

5/5

выполнение авиаработ, погодные условия

30 апреля 1977

01821

Якутская АССР, 135 км севернее н.п. Тенкели

3/6

ошибка экипажа, нестандартные причины

01 июля 1977

35214

Якутская АССР, 2,5 км от н.п. Крест-Хальджай

3/3

заход на посадку, отказ техники

19 мая 1978

35214

Якутская АССР, Район озера Большое Токо

1/3

заход на посадку, ошибка экипажа

03 октября 1978

36545

Якутская АССР, близ н.п. Лабуя

7/7

набор высоты, ошибка экипажа

06 октября 1978

36545

Якутская АССР, близ н.п. Казачье

5/7

ошибка экипажа, погодные условия

30 октября 1978

38313

Якутская АССР, близ н.п. Казачье

6/6

отказ техники

27 августа 1980

14104

Якутская АССР, 92 км от а/п Оймякона

2/5

выполнение авиаработ, ошибка экипажа

03 ноября 1983

38288

Магаданская область, Чукотский АО, 137 км от аэропорта Анадырь

5/5

отказ техники, ошибка при техническом обслуживании

02 февраля 1988

63816

Читинская область, 53 км восточнее Муи

8/8

отказ техники, ошибка при техническом обслуживании

Боевое применение

  • Подавление венгерского восстания в 1956 году
  • Война за независимость Бангладеш
  • Гражданская война в Эфиопии
  • Гражданская война в Северном Йемене (1962 — 1970)
  • Война Судного дня (1973)
  • Первая гражданская война в Судане
  • Война во Вьетнаме

Сохранившиеся экземпляры

Сохранившиеся экземпляры многоцелевого вертолёта Ми-4

Модификация

Бортовой номер

Местонахождение

Изображение

Ми-4

CCCP-48983

Государственный музей авиации (Киев)

Ми-4 на авиационном музее в Киеве, Украина

Ми-4ПС

CCCP-35277

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

Ми-2 в Музей-авианосец Ульяновск.

Ми-4Т

CCCP-14844

г. Инта, Россия

Ми-4 на постаменте у аэропорта Инты.

Ми-4А

12013

г. Белград, Сербия

Ми-4

Ми-4А

314

Lubuskie Muzeum Wojskowe, Польша

Ми-4А

Ми-4А

785

Luftfahrzeugen der Nationalen Volksarmee, Германия

Ми-4А армия народных представителей. Расположение: аэро-музей Котбус, Германия.

Ми-4

2139

Flugausstellung Hermeskeil, Германия

Ми-4

Ми-4Б

0538

Letecké muzeum Kbely, Чехия

России Миля вертолета Ми-4 используется чехословацкой армии

Ми-4А

27

Museum of Hungarian Aviation, Венгрия

Ми-4 Советского транспортный вертолет (отображается в венгерском Музей авиации в Сольнок)

Ми-4

СССР-31449

Рижский музей авиации, Латвия

Ми-4, Рига

Интересные факты

  • Разработка, летные испытания и внедрение вертолёта в серийное производство были осуществлены в рекордно короткий срок — в течение одного года.
  • Ми-4 стал первым серийным вертолётом, оснащенным встроенным вооружением. В подфюзеляжной гондоле была установлена подвижная стрелковая установка НУВ-1 с крупнокалиберным пулеметом ТКБ-481М.
  • Ми-4 был первым вертолётом в СССР, использованым для краново-монтажных работ.
  • В 1955 году на двух Ми-4 был совершен перелет протяженностью более 5000 км из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5».
  • В 1956—1965 годах на Ми-4 было установлено 8 международных рекордов, в том числе подъем груза массой 2000 кг на высоту 6017 м и массой 1000 кг на высоту 7575 м.
  • В 1957 году на серийные Ми-4 впервые в СССР начали устанавливать вертолётный автопилот.
  • В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 был награждён золотой медалью и дипломом.

В культуре

Почтовые марки

Просмотров: 1 119
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

Ка-50 (Hokum A по классификации НАТО, известен под именем «Чёрная акула») — советский / российский боевой одноместный ударный вертолёт, предназначенный.

Создан:

Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е) — российский гражданский транспортный вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля, модификация вертолёта Ми-8.

Создан:

Ил-62 (по кодификации НАТО: Classic) — пассажирский самолёт для авиалиний сверхбольшой протяжённости, разработанный в ОКБ им. Ильюшина в 1960.

Создан:

Т-90 «Владимир» — российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б под индексом Т-72БУ.

Создан:

Су-8 — советский опытный двухмоторный двухместный бронированный штурмовик времен Великой Отечественной Войны. В истории советского самолетостроения остался.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

6 ПОСЛЕДНИХ СТАТЕЙ

Комментарии

Статей

110

Комментариев

7

Зарегестрировалось

1
Оглавление