МиГ-13

МиГ-13

МиГ-13 истребитель.

Тип:

Истребитель

Разработчик:

ОКБ 155

Производитель:

Авиазавод № 381 (Москва)

Первый полёт:

3 марта 1945

Начало эксплуатации:

1946 год

Конец эксплуатации:

1950 годы

Статус:

снят с вооружения

Основные эксплуатанты:

ВВС СССР

Годы производства:

1946—1947

Единиц произведено:

28

СОДЕРЖАНИЕ
МиГ-13
Технические характеристики МиГ-13
азработка
Задание на разработку
Первый И-250
Применение ВРДК
Катастрофы
Серийное производство
Интересные факты
Тактико-технические характеристики

И-250 (МиГ-13) — первый советский цельнометаллический одноместный скоростной истребитель разработки ОКБ Микояна и Гуревича. Всего было построено 28 самолётов: 2 прототипа, 10 заказаны в июне 1945 для участия в параде 7 ноября и 16 заказаны ВМФ в конце 1946 года. Поставленные в ВМФ самолёты получили обозначение МиГ-13.

Технические характеристики МиГ-13

В 1945 создан экспериментальный самолёт И-250 (Н), выпущенный затем небольшой серией (МиГ-13). И-250(Н) — низкоплан цельнометаллической конструкции с прямым, низкорасположенным, однолонжеронным, трапециевидной формы крылом и убирающимся шасси. Амортизация воздушно-масляная. Бронирование состояло из бронеспинки и прозрачного бронестекла спереди и сзади пилота. Особенность этого самолёта — комбинированная силовая установка Э-30-20: был применён ПД ВК-107Р с отбором части мощности через удлинённый вал для привода осевого компрессора ВРДК (2560 л.с.), установленного за кабиной лётчика, с выводом газов через регулируемое сопло в хвостовой части фюзеляжа. Топливо общей ёмкостью 570 л. размещалось в трёх мягких топливных баках. Ёмкость масляного бака составляла 62 л (заливалось 48 л), а ёмкость системы охлаждения — 79 л. Оборудование состояло из 16 приборов — на момент производства — много. На вооружении было три 20-мм пушки Б-20 и прицел ПБП-1А.

азработка

Ведущим инженером на время его проектирования и постройки назначили А. А. Андреева. Самолёт получил рабочее название И-250. Исходя из расчётных характеристик истребитель И-250 в теории должен был нести оперативную службу по прикрытию наземных частей с воздуха и вести воздушные бои на средних высотах.

Задание на разработку

Эскизный проект новой машины был утверждён НКАП 19 сентября 1944 г., одновременно с проектом Су-5 разработки ОКБ П. О. Сухого. По расчётам, при полётной массе 3500 кг истребитель И-250 с использованием ВРДК должен был развивать максимальную скорость 825 км/ч на высоте 7000 м, а высоту 5000 м набирать за 3 минуты 54 секунды. Минимальное время виража с радиусом 253 м должно было быть 19,7 с.

Первый И-250

  • 30 ноября рабочий проект самолёта был полностью завершён на предприятии ОКБ-155.
  • В феврале 1945 г. завершилась сборка первого экземпляра истребителя И-250 № 01.
  • 3 марта 1945 г. первый И-250 впервые поднялся в воздух, пилотируемый лётчиком-испытателем А. П. Деевым.

Применение ВРДК

И-250 (МиГ-13, Н) истребитель с комбинированной силовой установкой.
  • 8 апреля 1945 г. в третьем полёте на И-250 запустили ВРДК: на пикировании самолёт развил максимальную скорость 710 км/ч по прибору на высоте 5000 м. Однако несмотря на периодические успехи в испытаниях, с ещё большей периодичностью происходили всякого рода поломки.
  • 13 мая 1945 г. в очередном полёте с включённым ВРДК на высоте 6700 м была достигнута максимальная скорость 809 км/ч, близкая к желаемой по заданию ГКО.
  • 19 мая 1945 г. к испытаниям приступает второй экземпляр И-250 № 02, а И-250 № 01 удалось повторить достижение той же скорости на 7000 м.
  • 3 июля 1945 г. в 24-м полёте И-250 на высоте 6600 м лётчик А. П. Деев на самолёте № 01 развил максимальную скорость 820 км/ч, а 4 июля на высоте 3000 м была достигнута скорость 750 км/ч. Таким образом в сравнении с лучшими истребителями того времени, установка ВРДК дала прирост скорости почти в 100 км/ч.
  • В июле 1945 г. решено построить опытную серию из 10 машин И-250.

Катастрофы

  • 5 июля 1945 г. самолёт И-250 № 01 потерпел катастрофу над Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе. Лётчик А. П. Деев погиб. По спидобарограмме удалось выяснить, что по снижении с 600 м до 200 м самолёт И-250 № 01 развил 655 км/ч.
  • 18 октября 1945 г. лётчик-испытатель А. Н. Чернобуров совершил вынужденную посадку в районе Кунцево-Фили. Самолёт И-250 № 02 удалось отремонтировать.
  • 12 июля 1946 г. произошёл пожар из-за дефекта в двигателе, в результате чего лётчику пришлось в аварийном порядке садиться на аэродроме в Люберцах. Самолёт И-250 № 02 получил значительные повреждения и не был восстановлен.

Серийное производство

И-250 (МиГ-13, Н) истребитель с комбинированной силовой установкой.

Постройка 10 экземпляров истребителя И-250 была возложена на завод № 381 В. И. Журавлёва. Обеспечивали завод № 381 следующие предприятия: ОКБ-155, завод № 26, завод № 466, ЦИАМ, завод № 150, завод № 124, 12-е ГУ НКАП, 1-е, 3-е, 12-е, 18-е ГУ Главснаба. В декабре 1945 г. был изготовлен первый серийный И-250. На май уже 1946 г. самолёты серии находились в следующем состоянии:

  • № 3810101 — собран 25 декабря 1945 г. с макетным мотором, использовался как эталон для монтажа ВМГ;
  • № 3810102 — собран в январе, мотор подали 6 января. Из-за разрушения лопаток компрессора, силовая установка демонтирована и отправлена в ЦИАМ;
  • № 3810103 — собран в феврале, мотор подали 26 января. Обнаружена стружка в маслофильтре, силовая установка демонтирована и отправлена в ЦИАМ;
  • № 3810104 — собран в марте, мотор подали 7 марта, но без компрессора. Мотор ВК-107Р подлежал замене на кондиционный;
  • № 3810105 — собран в марте, мотор подали 8 марта также без компрессора;
  • № 3810106, № 3810107, № 3810108 и № 3810109- находились в процессе окончательной сборки, приостановленной из-за отсутствия моторов;
  • № 3810110 — находился на стадии агрегатной стапельной сборки.

В итоге 2 машины были переданы в НИИ как опытные образцы, а 30 октября 1946 г. все восемь оставшихся самолётов опытной серии, наконец, сдали представителями ВВС. Самолеты поступили на вооружение ВВС Северного и Балтийского флотов.

Интересные факты

И-250 (МиГ-13, Н) истребитель с комбинированной силовой установкой.
  • Внедрение в производство И-250 шло очень тяжело и медленно, в силу множества причин, среди которых: частые поломки, несогласованные действия звеньев производства, несоответствие существующего и необходимого качества производства, недостаток комплектующих и материалов, нехватка рабочей силы, отключения электричества.
  • Применение ВРДК было возможно не более 10 минут.
  • Многие лётчики негативно относились к самолёту И-250.
  • Вместо продолжения работ по И-250, решено продолжать разработку И-300 (МиГ-9)
  • Не обнаружено никаких документов, где истребитель именовали бы МиГ-13. Самолёт везде проходил как изделие «Н», И-250, МиГ с ВРД и мотором ВК-107Р или МиГ с ВК-107Р и ВРДК ЦИАМ, или в виде подобных формулировок, включая МиГ-3 с ВРД.
  • Тактико-технические характеристики

    Приведены данные И-250.

    Источник данных: Gunston B., Gordon Y., 1998.

    Технические характеристики

    • Экипаж: 1 пилот
    • Длина: 8,185 м
    • Размах крыла: 9,5 м
    • Высота:
    • Площадь крыла: 15 м²
    • База шасси: 4,995 м
    • Колея шасси: 2,75 м
    • Масса пустого: 2587 кг
    • Нормальная взлётная масса: 3680 кг
    • Масса топлива во внутренних баках: 450 кг
    • Объём топливных баков: 620 л
    • Силовая установка:
      • Реактивные двигатели: 1 × ВРДК
      • Винтовые двигатели: 1 × жидкостного охлаждения ВК-107Р
        • Мощность двигателей: 1 × 1650 л. с. (1 × 1214 кВт (взлётная))
        • Воздушный винт: АВ-5Б
        • Диаметр винта: 3,1 м
      • Эквивалентная мощность: 2500 л. с. (1839 кВт) на высоте 7000 м
        • в том числе ВРДК: ~1350 л. с. (993 кВт)

    Лётные характеристики

    Истребитель морской авиации И-250 (МиГ-13) (чертежи, фотографии, схемы
    • Максимальная скорость: 620 км/ч у земли
      • на высоте: 825 км/ч на 7 000 м
    • Посадочная скорость: 150 км/ч
    • Практическая дальность: 920 км
      • без ВРДК: 1380 км
    • Практический потолок: 11 960 м
      • без ВРДК: 10 500 м
    • Время набора высоты:
      • 5 000 м за 3,9 мин
    • Нагрузка на крыло: 245,3 кг/м²
    • Длина разбега: 400 м
    • Длина пробега: 515 м

    Вооружение

    • Стрелково-пушечное: 3 × 20 мм пушки Б-20 по 160 патр. на ствол

    Просмотров: 4575

    Создан: 2013-07-08

    Источник: Википедия

    В закладки: Добавить

    Оцените статью:
    Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

    Copyright © 2009-2018
    Белов Игорь Викторович

    Статей
    110
    Зарегестрировалось
    4736
    Комментариев
    0