Су-33

Су-33

Палубный истребитель Су-33

Тип:

Палубный истребитель

Разработчик:

ОКБ Сухого

Производитель:

КнААПО

Главный конструктор:

М. П. Симонов

Первый полёт:

17 августа 1987 года

Начало эксплуатации:

31 августа 1998 года

Конец эксплуатации:

2015 год (план)

Статус:

Эксплуатируется, снят с производства

Основные эксплуатанты:

ВМФ России

Годы производства:

1989 — н/д

Единиц произведено:

9 прототипов, 26 серийных

Базовая модель:

Су-27

Варианты:

Су-33УБ

СОДЕРЖАНИЕ
Су-33
История создания
Формирование требований к новому палубному истребителю
Прототипы
Первые посадка и взлет с палубы
Серийное производство
Модернизация
Конструкция
Крыло и оперение
Воздухозаборники и двигатели
Особенности Су-33
Эксплуатация
Проекты и модификаци
Проекты 1970-х годов
Поздние проекты
Происшествия
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
Авионика
Список построенных Су-33
На вооружении
Сравнение с аналогами
Су-33 в культуре
Интересные факты
Летчики-испытатели Су-33

Су-33 (Су-27К, Т-10К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.

Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение31 августа 1998 года и с тех пор является основным самолётом палубной авиации ВМФ России.

История создания

Формирование требований к новому палубному истребителю

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 годапроект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР.

Прототипы

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец, однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.

Первые посадка и взлет с палубы

Су-33 на второй взлетной позиции ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море. Корабль был укомплектован ещё не всеми радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства, позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС.

Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине, что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года, после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадки на палубу. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ.

Су-33, заходящий на посадку на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ, после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м, но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°, но при попытке взлета не сработали стартовые задержники, в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу, откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы.

Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года, после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием.

Серийное производство

Су-33 на палубе ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года и 17 февраля того же года поднялась в воздух. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте1991 года.

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 20 из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Модернизация

По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33, однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.

Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.

Крыло и оперение

Су-33 со сложенным крылом и ГО на выставке

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонамиплощадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.

Воздухозаборники и двигатели

Двигатель АЛ-31Ф

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.

Особенности Су-33

Кабина Су-33

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
  • увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
  • Су-33
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.

Эксплуатация

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолета потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота. В ближайшее время 279-й киап получит партию из 24 новых истребителей МИГ-29К/КУБ (20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ).

В 2015 году планируется вывести истребители Су-33 из эксплуатации.

Проекты и модификаци

Палубный истребитель Су-33

Проекты 1970-х годов

  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).
  • Су-28К — проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.
  • Су-28КРЦ — проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-28К.
  • Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Представлял из себя модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.
  • Су-27КИ — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.
  • Су-27КШ — проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153, а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Поздние проекты

Модификация Су-33
  • Су-27К — проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.
  • Су-27КУ — проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.
  • Су-27КРЦ — проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.
  • Су-27КПП — проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.
  • Су-27КТ / Су-27КТЗ — проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.
  • Су-27КУБ / Су-33УБ — проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.
  • Су-33 — обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Происшествия

Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

  • 28 сентября 1988 года первый опытный экземпляр Т10К-1 (б/н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км/час потерял управление вследствие отказа гидросистем. Пилот катапультировался.
  • 11 июля 1991 года из-за отказа ЭДСУ потерян один из самолётов установочной партии (Т10К-8). Пилот полковник Тимур Апакидзе катапультировался.
  • 17 июня 1996 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Су-33 (б/н 65) из состава 1-ой АЭ 279-го КИАП. Пилотировавший машину Виталий Кузьменко погиб.
  • Палубный истребитель Су-33
  • 11 мая 2000 года при выполнении плановых полетов отдельного корабельного авиационного полка Северного флота потерпел аварию палубный истребитель Су-33 (б/н 73), который пилотировал летчик первого класса полковник Павел Кретов. Летчику удалось катапультироваться из падающей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 километрах от базового аэродрома Североморск-3. На самолёте произошёл отказ бортовой системы управления.
  • 17 июля 2001 года во время авиашоу, посвященном дню морской авиации в гарнизоне «Остров» под Псковом, при имитации посадки на авианосец потерпел крушение Су-33 (б/н 70), которым управлял Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. В результате самолёт ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, летчик погиб.
  • 5 сентября 2005 года потерян самолёт Су-33 (б/н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Происшествие произошло при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса аэрофинишера (тормозное устройство) самолёт продолжил движение по палубе, упал в море и затонул.

Лётно-технические характеристики

Палубный истребитель Су-33

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 21,185 м
  • Размах крыла: 14,7 м
    • со сложенным крылом: 7,40 м
    • с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
  • Размах заднего ГО: 9,9 м
    • со сложенными стабилизаторами: 7,40 м
  • Высота: 5,72 м
  • Площадь крыла: 67,84 м²
  • Палубный истребитель Су-33
  • Профиль крыла: П44М
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,48
  • Коэффициент сужения крыла: 3,76
  • Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
  • База шасси: 5,87 м
  • Колея шасси: 4,44 м
  • Масса пустого: 19600 кг
  • Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)
  • Масса нормальная взлетная:
    • с частичной заправкой: 26000 кг
    • с полной заправкой: 29940 кг
  • Масса максимальная взлетная: 33000 кг
  • Масса топлива: 9500 кг
    • основной вариант заправки: 5350 кг
    Схема Су-33
  • Объём топливных баков: 12100 л
  • Нормальная посадочная масса: 22400 кг
  • Предельная посадочная масса: 26000 кг
  • Двигатель:
    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
    • модель: «АЛ-31Ф серии 3»
    • тяга:
      • максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)
      • на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)
      • чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)
    • степень двухконтурности: 0,571
    • масса двигателя: 1520 кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • на высоте: 2300 км/ч (2,17 М)
    • у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
  • Посадочная скорость: 235—250 км/ч
  • Дальность полета:
    • у земли: 1000 км
    • на высоте: 3000 км
  • Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч
  • Практический потолок: 17000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 383 кг/м²
      • с полной заправкой: 441 кг/м²
      Су-33 - многоцелевой истребитель корабельного базирования
    • при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²
  • Тяговооружённость на форсаже:
    • при нормальной взлётной массе:
      • с частичной заправкой: 0,96
      • с полной заправкой: 0,84
    • при максимальной взлётной массе: 0,76
  • Длина разбега: 105 м (с трамплином)
  • Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8)

Вооружение

  • Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
  • Боевая нагрузка:
    • максимальная: 6500 кг
    • вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)
  • Точки подвески: 12
  • Су-33 - многоцелевой истребитель корабельного базирования
    • УРВВ:
      • 4-6 × Р-73
      • 6-8 × Р-27Р/ЭР
      • 2 × Р-27Т/ЭТ
    • УРВП: нет
      • Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)
    • Неуправляемые ракеты:
      • 80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или
      • 20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или
      • 4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ
    • Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
      • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
      • 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
      • 32 × 100 кг

Авионика

Необычная шкура СУ-33
  • РЛС:РЛПК-27К
    • Антенна:
      • Тип: Н001К
      • Диаметр: 1075 мм
    • Зона обзора:
      • по высоте: ±50°
      • по азимуту: ±60°
    • Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:
      • навстречу: 100 км
      • вдогон: 40 км
    • Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
  • ОЭС:ОЭПС-27К
    • Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
    • Зона обзора:
    • Су-33 на палубе ТАВКР
      • по высоте: -15°/+60°
      • по азимуту: ±60°
    • Поле обзора: 120×75°
    • Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
    • Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
      • навстречу: 40 км
      • вдогон: 100 км
    • Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
  • Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Список построенных Су-33

Авиапроисшествия и катастрофы

Изображение

Экземпляр

Бортовой номер (заводской номер, серийный номер)

Примечания

Опытные

Т10К-0

с/н 01-01

Построен для статических испытаний.

Т10К-10

с/н 03-05

Построен для статических испытаний.

Т10-20КТМ

20

Габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33

Т10К-1

37

Первый летный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987 года. Потерян 27 сентября 1988 года в результате отказа. Летчик Н.Садовников успешно катапультировался.

Т10К-2

39

Второй летный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В.Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г.

Установочная партия

Т10К-3

с/н 02-01

Первый полет 17 февраля 1990 г. После распада СССР достался Украине (авиабаза Новофёдоровка в Саках).

Т10К-4

59 (з/н 49051002502, с/н 02-02)

1990 г. В 1995-1999 годах был переоборудован в Т10КУБ-1.

Т10К-5

69 (з/н 49051002603, с/н 02-03)

1990 г. Постоянный участник МАКС.

Т10К-6

79 (з/н 49051003301, с/н 03-01)

1991 г.

Т10К-7

89 (с/н 03-02)

1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины. Позднее самолёт был продан Китаю, где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15).

Т10К-8

99 (с/н 03-03)

1991 г. 11 июля 1991 года в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т.Апакидзе успешно катапультировался.

Т10К-9

109 (з/н 49051003604, с/н 03-04)

1991 г.

Серийные машины

60

61

62

64

65 (з/н 49051006105, с/н 06-05)

Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В.Кузьменко погиб.

66

67

68

70 (з/н 49051004103, с/н 04-03)

Разбился 17 июля 2001 года в результате ошибки пилотирования. Летчик Т.Апакидзе погиб.

71

72

73

Разбился 11 мая 2000 года в результате ошибки пилотирования. Летчик П.Кретов успешно катапультировался.

76

77 (з/н 49051005101, с/н 05-01)

78

Фото

79

80

81

82 (з/н 49051007504, с/н 07-04)

Утонул 5 сентября 2005 года в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался.

83

84

85

86

87

88 (з/н 49051009301, с/н 09-01)

На вооружении

  • Россия — 22 Су-33, по состоянию на 2013 год
  • Украина — после распада СССР Украине досталось 2 Су-33 из установочной партии: Т-10К-3 (серийный номер 02-01) находился на авиабазе Новофёдоровка в Саках, а Т-10К-7 (серийный номер 03-02) — на аэродроме Государственного авиационного научно-испытательного центра ВВС Украины возле пгт. Кировское. Один из истребителей был продан КНР, на основе которого был впоследствии создан Shenyang J-15.

Сравнение с аналогами

Сравнение с аналогами

Модель и страна

Су-33

МиГ-29К

Shenyang J-15

Внешний вид

Су-33
МиГ-29К
Shenyang J-15

Год принятия на вооружение

1998

2013

2015 (план)

Годы производства

1989 — н/д

с 2005

Выпущено, единиц

26

>20

н/д

Масса пустого, кг

19 600

12 700

Масса боевой нагрузки, кг

6500

4500

Встроенная пушка

1 × 30 мм ГШ-30-1

1 × 30 мм ГШ-30-1

Макс. взлётная масса, кг

33 000

22 400

Силовая установка

2 × АЛ-31Ф 3-й серии

2 × РД-33МК

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 74,5 кН 2 × 122,6 кН

2 × 53,4 кН 2 × 88,3 кН

Макс. скорость, км/ч

2300

2300

Практический потолок, м

17 000

17 500

Практ. дальность (без ПТБ), км

3000

2000

Модель и страна

Boeing F/A-18E/F Super Hornet

Grumman F-14 Tomcat

Dassault Rafale M

Внешний вид

Boeing F/A-18E/F Super Hornet
Grumman F-14 Tomcat
Dassault Rafale M

Год принятия на вооружение

1999

1974

2004

Годы производства

с 1997

1974 — 1992

с 1997

Выпущено, единиц

>500

712

36

Масса пустого, кг

13 387

18 191

10 000

Масса боевой нагрузки, кг

8051

5900

Встроенная пушка

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1 × 20 мм М61А1 Вулкан

1×30 мм Nexter DEFA 791B

Макс. взлётная масса, кг

21 320

33 720

24 500

Силовая установка

2×General Electric F414-GE-400

2 × General ElectricF110-GE-400

2 × SNECMA M88-2-Е4

Макс. тяга двигателя, кН * на форсаже

2 × 62,3 кН 2 × 97,9 кН

2 × 61,4 кН 2 × 124,7 кН

2 × 50,04 кН 2 × 75,62 кН

Макс. скорость, км/ч

1915

2485

1900

Практический потолок, м

15 240

16 150

15 240

Практ. дальность (без ПТБ), км

2003

2960

1800

Су-33 в культуре

  • Су-33 появляется в аниме «Евангелион» в качестве палубного истребителя флота ООН

Интересные факты

  • Известный омский комментатор Андрей Блохин дал прозвище Су-33 российскому хоккеисту Максиму Сушинскому, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и любимым игровым номером.

Летчики-испытатели Су-33

  • Садовников, Николай Фёдорович (ОКБ Сухого)
  • Пугачёв, Виктор Георгиевич (ОКБ Сухого)
  • Мельников, Сергей Николаевич (ОКБ Сухого)
  • Аверьянов, Вячеслав Юрьевич (ОКБ Сухого)
  • Семкин, Юрий (ВВС)
  • Раевский, Александр Михайлович (ВВС)
  • Диордица, Николай Фёдорович (ВВС)

Просмотров: 7941

Создан: 2013-10-18

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
110
Зарегестрировалось
4740
Комментариев
0