Т-72

Т-72

Модернизированный Т-72

Классификация:

Основной боевой танк

Боевая масса, т:

41,0 (44,5)

Компоновочная схема:

Классическая

Экипаж, чел.:

3

История

Разработчик:

УВЗ

Производитель:

СССР, Россия, Индия, Иран, Польша, Чехословакия, Словакиа

Годы производства:

С 1967 по 1973

Годы производства:

С 1973 по 2005

Годы эксплуатации:

С 1974

Количество выпущенных, шт.:

Более 30 000

Основные операторы:

СССР, Россия, Белорусия, Индия, Сирия, Украина

Размеры

Длина корпуса, мм:

6860

Длина с пушкой вперёд, мм:

9530

Ширина корпуса, мм:

3460

Высота, мм:

2190

База, мм:

4270

Клиренс, мм:

470

Бронирование

Тип брони:

Катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная

Лоб корпуса, мм/град.:

От ОБПС(КС) = 310(450)

Лоб корпуса (верх), мм/град.:

205 / 68°, комбинированная

Лоб корпуса (низ), мм/град.:

85 / 60°

Борт корпуса, мм/град.:

От ОБПС(КС) = 200(400)

Лоб башни, мм/град.:

От ОБПС(КС) = 410(500)

Вооружение

Калибр и марка пушки:

125-мм 2А46

Тип пушки:

Гладкоствольная пушка

Длина ствола, калибров:

48

Боекомплект пушки:

39

Углы ВН, град.:

−6°13..16°47

Углы ГН, град.:

360

Дальность стрельбы, км:

До 10

Прицелы:

Прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПНЗ-49

Пулемёты:

1 × 12,7 НСВТ 1 × 7,62-мм ПКТ

Подвижность

Тип двигателя:

В-46-6

Мощность двигателя, л. с:

780 (840)

Скорость по шоссе, км/ч:

60

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

35

Запас хода по шоссе, км:

500 (700 с внешними баками)

Удельная мощность, л. с./т:

18,8

Тип подвески:

Индивидуальная торсионная

Преодолеваемая стенка, м:

0,85

Преодолеваемый ров, м:

2,8

Преодолеваемый брод, м:

1,2 (1,8 с предварительной подготовкой, 5 с ОПВТ)

СОДЕРЖАНИЕ
Т-72
История создания и производства
Зарубежное производство
Модификации
Советские и российские
Зарубежные
Тактико-технические характеристики
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Вооружение
Средства наблюдения и связи
Двигатель и трансмиссия
Ходовая часть
Машины на базе Т-72
Советские и российские
ГДР
Индийские
Польские
Словацкие
Украинские
Чехословацкие
Чешские
Операторы
Современные
Бывшие
Боевое применение
Сирия
Ирак
Конфликты на постсоветском пространстве
Другие конфликты
Оценка проекта
Модели

Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производилсяУралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.

История создания и производства

Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты. В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554—172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР в период с 1974 по 1992 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.

Зарубежное производство

Кроме СССР Т-72 производился в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии:

  • Индия — всего около 500 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Ajeya. Производство велось в период с 1988 по 1991 год, а затем было продолжено после распада СССР по российскойлицензии;
  • Ирак — по разным данным от нескольких машин до 100 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Asad babil в конце 1980-х годов;
  • Польша — 682 единицы Т-72М произведены по лицензии в период с 1979 по 1991 год;
  • Чехословакия — 815 единиц Т-72М произведено по лицензии в период с 1977 по 1991 год.

После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:

  • Индия — Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т90С;
  • Иран — 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год;
  • Польша — 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год.

Модификации

Советские и российские

  • Т-72 «Урал» (объект 172М; 1973) — базовый образец.
  • Объект 172МН — опытная модификация Т-72 с установкой 130-мм нарезной пушки 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972—1974 годах. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А. А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался.
  • Объект 172МД — опытная модификация Т-72 с установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А49 (Д-89Т).
  • Объект 172МП — опытная модификация Т-72 для проведения испытаний 125-мм гладкоствольной пушки2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приемосдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
  • Объект 175 — проект модификации Т-72, опытные образцы не изготавливались, впоследствии некоторые наработки по этой машине были использованы на серийных Т-72.
  • Объект 177 — опытная модификация Т-72 с КУВ с лазерным наведением «Свирь».
  • Объект 179 — опытная модификация Т-72 с СУО «Обь» и КУВ «Кобра».
  • Объект 186 — опытная модификация Т-72, созданный в рамках второго этапа ОКР «Совершенствование Т-72А». На танке был установлен новый 16-и цилиндровый Х-образный дизельный двигатель 2В-16, мощностью 1000—1200 л.с. с вентиляторная система охлаждения.
  • Т-72К «Урал-К» (объект 172МК; 1973) — командирский вариант танка Т-72. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания.
  • Т-72К (Объект 172МК-Э) — экспортная модификация командирского варианта линейного танка
  • Т-72 (Объект 172М-Э, 1975) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А (объект 176; 1979) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
  • Индийский Т-72М
  • Т-72АК (объект 176К; 1979) — командирский вариант танка Т-72А. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72М (1980) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
  • Т-72АВ (объект 176В; 1985) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой «Контакт».
  • Т-72Б (объект 184; 1985) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», динамической защитой «Контакт», двигателем В-84 и СУО 1А40.
  • Т-72С
  • Т-72Б (1989; также распространено неофициальное и неправильное название Т-72БМ) — модернизированный вариант танка Т-72Б со встроенной динамической защитой «Контакт-V», аналогичной устанавливаемой на танк Т-80У.
  • Т-72БК (объект 184К; 1987) — командирский вариант танка Т-72Б. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72Б1 (объект 184-1; 1985) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения. От Т-72Б отличается используемым ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13.
  • Т-72Б1К (объект 184К-1) — командирский вариант танка Т-72Б1. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72С (1987) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), отсутствие надбоя на башне, бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке. Попали на вооружение Российской армии в1993 году после срыва ряда экспортных поставок.
  • Российский Т-72Б3, впервые продемонстрированный на танковом биатлоне 2013.
  • Т-72БА (объект 184А). Появление этого варианта — следствие модернизации, проводимой во время капитального ремонта Т-72Б на УВЗ. Первые партии модернизированных машин были сданы ещё в 1999—2000 годах. Модернизация предполагает усовершенствование до уровня самых поздних Т-72Б выпуска 1991 г. СУО 1А40-1 (позже 1А40-1М, а с 2005 г. — 1А40-М2), установку нового стабилизатора вооружения 2Э42-4 «Жасмин», усиление противоминной стойкости днища дополнительной бронеплитой в районе сиденья механика-водителя, замена ходовой части и двигателя на те, что применялись на первых сериях Т-90 (образца 1993 г., двигатель В-84МС), или от Т-90А (с 2003 г. — В-92С2) и установка ВДЗ «Контакт-5» (первые серии Т-72БА частично сохраняли «Контакт-1»). Модернизированные таким образом машины получили наименование Т-72БА и БА1. Кроме гусениц и ВДЗ, внешне машину от обычной модификации «Б» отличает хорошо заметный на башне датчик ветра, установка которого позволила усовершенствовать прицельное оборудование танка.
  • Т-72М1М (Т-72М1К; объект 172М2, не путать с объектом 172-М2/172М-2М «Буйвол») — экспортная модернизация танка Т-72М1 оборудованная ДЗ,новой СУО, спутниковой навигационной системой сопряженной с ТИУС. Изначально оборудовалась КАЗТ «Арена» и смешанным комплексом ДЗ, «Контакт 5» на ВЛД, и «Реликт» на башне (тогда танк возможно являлся лишь ходовым макетом), позже был установлен полный комплекс ДЗ «Реликт», и убран КАЗТ «Арена». Имеется также автомат сопровождения цели. Установлен КУВ 9К119 «Рефлекс» и СЭМЗ. Двигатель заменен на В92С2 мощностью 1000 л. с.
  • Т-72Б3
  • Т-72Б2 «Рогатка» (также Т-72БМ по другим документам; объект 184М) — модификация с модернизированным орудием 2А46М5, повысившим точность огня; также установлено устройство для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения, многоканальный (визирный, дальномерный, тепловизионный каналы и совмещенный с ними канал для наведения управляемых ракет) прицел наводчика «Сосна» производства белорусского ОАО «Пеленг» оснащен тепловизионной камерой второго поколения французского производства CATHERINE фирмы Томсон-CSF, на танке установлена ВДЗ модульного типа «Реликт», новый двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., кроме того танк оснащен и вспомогательной силовой установкой (ВСУ), системой электромагнитной защиты, обеспечивающей защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями.
  • T-72Б3 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г.[11] На танке установлена новейшая СУО, ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л.с., ЦБВ, многоканальный прицел «Сосна-У», датчик ветра, новейшие средства связи, усовершенствованый стабилизатор вооружения и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.

Зарубежные

  • Т-72АГ (T-72-AG; Украина) — вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт. Использованы основные узлы и агрегаты танков Т-80УД и Т-84. На танке установлен двигатель 6ТД (6ТД-1 мощностью 1000 л. с. или 6ТД-2 мощностью 1200 л. с.), новое СУО, новая встроенная динамическая защита, изменено МТО. Возможна установка пушки КБМ-1М. Масса танка возросла до 46 т, а скорость до 65 км/ч.
  • PT-91 на международной выставке в Польше
  • Т-72АМГ (T-72-AMG; Украина) — вариант модернизации аналогичный Т-72АГ, но без замены силовой установки.
  • Т-72УМГ (T-72-UMG; Украина) — вариант модернизации аналогичный Т-72АМГ, но с другой установкой комплекта ДЗ на башне.
  • Т-72-120 (Украина) — вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт для стран НАТО. На танке установлена 120-мм гладкоствольная танковая пушка КБМ-2 (возможна установка пушки калибром 140 мм). В задней части башни установлена ниша, в которой располагается автомат заряжания с 22 унитарными выстрелами, остальной боекомплект (20 снарядов) располагается в кормовой части боевого отделения. Используемые выстрелы соответствуют стандартам НАТО. Зенитный 12,7-мм пулемет получил дистанционное управление, аналогичное как на танке Т-80УД. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.
  • Т-72МП (Т-72-МР; Украина) — украинско-чешско-французский вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт. Дальнейшее совершенствование Т-72АГ, но в рамках натовского сотрудничества. На танк установлен совмещенный дневной-ночной лазерный прицельный комплекс со стабилизацией в двух плоскостях SAVAN 15MP французской фирмы SAGEM и панорамный прицел французской фирмы SFIM (аналогичные установленным на танке «Леклерк»). По желанию заказчика предусмотрена установка системы защиты от ПТРК типа «Штора-2», современного радио и навигационного оборудования, компьютерной системы боевого управления с дисплеем тактической обстановки и другим электронным оборудованием ведущих западных фирм. Возможна установка пушки КБМ-1М.
  • Т-72Е (Украина) — вариант модернизации танка, создан на Харьковском бронетанковом ремонтнрм заводе в сотрудничестве с ХКБД, предлагаемый на экспорт. Установлен двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с. (5ТДФМА-1 мощностью 1050 л. с. на вариант Т-72Е1), с сохранением старой системы охлаждения и без значительной доработоки корпуса, автономный электроагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт, кондиционер, трансмиссия с повышенным КПД, встроенна ДЗ «Нож» на башне и навесная на корпусе.
  • Т-72УА1 (Украина) — вариант модернизации танка Киевского ремонто-механического завода, предлагаемый на экспорт. Установлен двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с., с сохранением старой системы охлаждения и без значительной доработоки корпуса, трансмиссия с повышенным КПД, 12,7-мм зенитный пулёмёт ДШКМ, встроенна ДЗ «Нож» на башне и навесная на корпусе. Возможна установка вспомогательной силовой установки ЭА-10-2 мощностью 10 кВт.
  • Чешский T-72M4CZ
  • Т-72УА4 (T-72UA4; Украина) — вариант модернизации танка аналогичный Т-72УА1, предлагаемый для Казахстана. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа, комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».
  • Т-72KZ (Казахстан) — совместно Казахстанско-Изральский вариант модернизации танка. На нём была установлена динамическая защита и СУО израильского производства.
  • Т-72KZ «Шыгыз» (Казахстан) — вариант модернизации, совместно Казахстанско-Изральско-Украинский, впервые представвленный в 2012 году. На танке установлена усовершенствованная СУО TISAS с тепловизионными прицеламии израильского производства, ТИУС, навигационная система на базе GPS и радиостанции Tadiran. На башне смонтированна встроенная, а на корпусе навесная ДЗ, на бортовые проекции установлены противокумулятивные решетки. Гусеницы оснащена асфальтоходными накладками.
  • Т-72 Aslan (Азербайджан) — вариант модернизации, разработан израильской компанией Elbit Systems. На танке установлена компьютеризированная СУО, навигационная система на базе GPS, система определения «свой-чужой», тепловизоры командира и наводчика, навесная ДЗ.
  • Т-72М2 «Модерна» (Словакия) — на танке установлена новая компьютеризированная СУО, мощность двигателя В-46 была доведена до 850 л. с. и присвоено название S-12U, на танке также были установлены две автоматические 20-мм пушки (на ранних версиях), позже их заменили одной 30-мм пушкой (2А42), также на танке установлена новая ДЗ Dynas.
  • Т-72 T 21 (Словакия, Франция) — совместный словацко-французский проект модернизации танка DMD Holding a.s. На танке установлена новая французкая башня T 21, оборудованная 120-мм пушкой Model F1 (CN-120-24 Lisse) с автоматом заряжания аналогичным AMX-56 «Леклерк», СУО аналогична Т-72М2.
  • Т-72М4 CZ (Чехия) — чешский вариант комплексной модернизации Т-72М и Т-72М1.
  • T-72M4 CZ-W (Чехия) — командирский вариант Т-72М4CZ.
  • PT-91 Twardy (Польша) — польская модернизация Т-72М1.
  • PT-72U (Польша) — польская модернизация Т-72. Также пакет модернизации может быть установлен на PT-91 Twardy. Установлена динамическая защита наподобие PT-91 Twardy, а на не прикрытой поверхности танка установлены решетчатые защитные экраны. Улучшена противоминная защита, установлен кондиционер, новый дистанционно наводимый зенитный пулемёт ZSMU-127 Kobuz, новая электроника. Сокращён боекомплект (кормовую нишу занял кондиционер).
  • Кувейтские M-84AB на базе в Саудовской Аравии
  • M84 (Югославия) — югославская модернизация Т-72М. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПН-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2 , вместо командирского прибора ТКН-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнем SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л. с.
  • M-84АВ1 (Сербия) — сербский вариант модернизации танка М84, под наименованием M2001.
  • М-84D (Хорватия) — хорватский вариант модернизации танка М84, под наименованием М-95 Degman.
  • TR-125 (Румыния) — румынская версия T-72.Семикатковая ходовая часть, полностью переработанное МТО с немецким двигателем, масса танка 50 тонн.
  • T-72SIM-1 (Израиль) — вариант модернизации грузинских Т-72М израильской фирмы Elbit Systems. Установленны новые радиостанции FALCON фирмы Harris, навигационная система на базе GPS, система определения «свой-чужой», тепловизоры командира и наводчика, навесная ДЗ.
  • Tank EX (Индия) — шасси Т-72 с установленной башней от танка Арджун; масса 48 тонн; построено 2 прототипа.

Тактико-технические характеристики

Показатель Корпус защита от БПС, защита от кумулятивных боеприпасов./ Башня, защита от БПС, от КБ. (гомогенная броня) Модификация:

Т-72 "Урал" 305-410 мм 405-450 мм / 380-410 мм 380-410 мм

Т-72А 360-420 мм 490-500 мм / 380-500 мм 490-560 мм

Т-72Б 470-550 мм 480-900 мм / 400-550 мм 500-950 мм (с НДЗ)

Т-72Б с ВДЗ "Контакт-5"670-720 мм 790-1080 мм / 620-900 мм 780-1090 мм

Т-72М1 360-400 мм 420-490 мм / 380-410 мм 490-500 мм

Описание конструкции

Т-72 имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боезапаса в автомате заряжания.

Броневой корпус и башня

Восточнонемецкий Т-72 в канадском музее Борден.

Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита — из катаной 85-мм гомогенной броневой стали. Приведённая толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм (показатель стойкости американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм — в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеровкоробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости. Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевогосплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Бронирование башен танков первых серий монолитное. Монолитное бронирование башни Т-72 считалось его главным недостатком, поэтому в 1979 году принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни.

Т-72, с гвардейским знаком, Москва, 7 ноября 1983 год.

В ходе серийного производства танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, отличавшаяся расположением элементов на башне (клином, как на других отечественных танках с индексом «В» в обозначении), с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. Бронестойкость верхней лобовой детали корпуса Т-72Б западными специалистами оценивается как равная 530 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и 1100 мм против кумулятивных боеприпасов с учётом навесной ДЗ типа Контакт. На модификации Т-72БА устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита.

На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.

Вооружение

T-72 в музее техники Вадима Задорожного.

Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М). Длина ствола орудия — 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс»на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение — был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.

Средства наблюдения и связи

T-72 в музее техники Вадима Задорожного.
  • Т-72 — комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 — 36.0 МГц и 36.0 — 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
  • Т-72А — установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4"
  • Т-72Б — установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 — 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нет)

Двигатель и трансмиссия

T-72 в музее техники Вадима Задорожного.

На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателейжидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года — двигатель В-84 мощностью 840 л.с.. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.

Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных — 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.

В состав трансмиссии Т-72 входят:

  • Мультипликатор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»);
  • Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота;
  • Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.

Ходовая часть

Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин

Машины на базе Т-72

Т-72 в музее истории Т-34.

Советские и российские

  • Объект 033 — машина управления инженерного роботизированного комплекса «Клин-1» для действий в зонах радиационного заражения
  • Объект 187 — советский опытный основной боевой танк.
  • Объект 188 — (он же Т-72БУ) советская глубокая модернизация Т-72Б , после принятия на вооружение — российскийосновной боевой танк Т-90.
  • Объект 190 — опытная установка разминирования УР-88 «Гобой».
  • Объект 196 — советская инженерная машина разграждения ИМР-2МА.
  • Объект 316 — шасси советской и российской 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С». Моторно-трансмиссионная установка унифицирована с танком Т-72. Корпус отличается более слабым бронированием.
  • Объект 327 — опытная советская 152-мм самоходная пушка.
  • Объект 350 — шасси российской 152-мм самоходной гаубицы 2С19М1.
  • Объект 563 — российская тяжёлая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т из состава тяжёлой огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк».
  • Т-72 в музее истории Т-34.
  • Объект 564 — российская тяжёлая боевая машина огнемётчиков БМО-Т.
  • Объект 608 — советская бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.
  • Объект 632 — советский танковый мостоукладчик МТУ-72.
  • Объект 634 — советская и российская боевая машина тяжёлой огнемётной системы ТОС-1 «Буратино».
  • Объект 634Б — российская боевая машина БМ-1 из состава тяжёлой огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк».
  • Объект 637 — советская инженерная машина разграждения ИМР-2.
  • Объект 781 — опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 782 — опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 787 — опытная боевая машина поддержки танков.
  • БМР-3 — российская бронированная машина разминирования.
  • РХМ-7 — российская машина радиационной и химической разведки «Берлога-1»

ГДР

  • BLP-72 — восточно-германский проект танкового мостоукладчика
  • FAB-172M — восточно-германский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей Т-72
  • FAB-172U — восточно-германский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей Т-72

Индийские

  • BLT T-72 (он же BLT-T-72 AVLB) — индийский танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1. Несёт 20-метровый мост MLC 60 (60-тонного класса) или 22-метровый мост MLC 70 (70-тонного класса)
  • ESAB — индийский опытный танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1
  • MHAB — индийский опытный танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1

Польские

  • PZA «Loara» — польская зенитная самоходная установка
  • SJ-09 — польский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей
  • WZT-3 — польская бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • MG-20 Daglezja-G — польская танковый мостоукладчик на удлинённом шасси Т-72 (7 опорных катков на борт). Мост MLC-70.

Словацкие

  • ShKH «Himalaya» — словацкая 155-мм опытная самоходная гаубица
  • VT-72C — словацкая модернизация БРЭМ VT-72B, использует польский дизель S-12U.

Украинские

  • БТС-5Б — украинская модификация БРЭМ-1. В отличие от базовой модели, БТС-5Б изготавливаются не вновь, а путём переделки шасси танков Т-72А в процессе капитального ремонта. Стоимость одного экземпляра БТС-5Б составляет 1 100 000 руб.
  • БМТ-72 — украинская боевая тяжелая машина пехоты.

Чехословацкие

  • MT-72 — чехословацкий танковый мостоукладчик
  • VT-72 (BRAM-72) — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина
  • VT-72B (BRAM-72B) — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина, вариант БРЭМ-1

Чешские

  • VT-72M4 — чешская модернизация VT-72 (BRAM-72) с силовой установкой и средствами связи, использованными на T-72M4CZ.

Операторы

Современные

  • Флаг РоссииРоссия:
    • Сухопутные войска России — 9000 Т-72, Т-72А, Т-72Б и Т-72БА, из них 7500 на хранении, по состоянию на 2012 год
    • Береговые войска ВМФ России — 160 Т-55М, Т-72 и Т-80, по состоянию на2012 год
  • Флаг Азербайджана Азербайджан — 244 Т-72, по состоянию на 2012 год. Из них 48 Т-72АГ.
  • Флаг Алжира Алжир — 325 Т-72, по состоянию на 2012 год. Из них 88 Т-72АГ.
  • Флаг Анголы Ангола — 50 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Армении Армения — 102 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Белоруссии Белоруссия — 1446 Т-72 , по состоянию на 2012 год
  • Флаг Болгарии Болгария — 301 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Венгрии Венгрия — 30 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Венесуэлы Венесуэла — 92 единицы Т-72Б1В поставлены Россией в 2011—2012 годах
  • Флаг Вьетнама Вьетнам — поставка партии из 150 Т-72М1 ведётся Польшей с 2005 года
  • Флаг Грузии Грузия — 96 Т-72, из них 3 на хранении, по состоянию на 2012 год
  • Флаг ДР Конго ДР Конго — 100 Т-72М1, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Индии Индия — 1950 Т-72М1, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Ирака Ирак — более 120 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Ирана Иран — 480 Т-72Z, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Йемена Йемен — 60 Т-72, по состоянию на 2012 год. Из них 32 Т-72АГ.
  • Флаг Казахстана Казахстан — 980 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Кении Кения — 110 Т-72АГ, по состоянию на 2010 год
  • Флаг Киргизии Киргизия — 150 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Кубы Куба — 50(51) Т-72, переданы Россией в 1993 году
  • Флаг Ливии Ливия — некоторое количество Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг МакедонииМакедония — 31 Т-72АГ, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Монголии Монголия — 50 единиц Т-72А поставлены в 2012 году из состава ВС РФ
  • Флаг Марокко Марокко — 40 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Мьянма Мьянма — 50 Т-72, по состоянию на 2012 год. Из них 14 Т-72АГ.
  • Флаг Оман Оман — 6 единиц Т-72С поставлены в 1992 году из России
  • Флаг Польши Польша — 584 Т-72, Т-72М1D, Т-72М1, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Абхазии Абхазия — около 40 Т-72, по состоянию на 2008 год
  • Флаг Сербии Сербия — 13 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Сирии Сирия — около 1500—1700 Т-72 и Т-72М, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Словакии Словакия — 69 Т-72М, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Судана Судан — 60 единиц Т-72М1 поставлены из Украины в 2010 году
  • Флаг США США — 86 единиц Т-72 поставлены из ФРГ (59 в 1991 году, ещё 27 в 1993 году)
  • Флаг Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — 2 единицы Т-72 поставлены из Украины через Польшу в1995 году
  • Флаг Таджикистана Таджикистан — 30 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Туркмении Туркмения — 670 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Уганды Уганда — 10 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Узбекистана Узбекистан — 70 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Украины Украина — 1032 Т-72, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Хорватии Хорватия — 3 Т-72М, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Чехии Чехия — 124 T-72 и 30 Т-72М4CZ, по состоянию на 2012 год
  • Флаг Эфиопии Эфиопия — контракт с Украиной на поставку 200 T-72М1, модернизированных до уровня Т-72Е1 подписан в 2011 году
  • Флаг Южной Осетии Южная Осетия — 75 Т-72, по состоянию на 2008 год
  • Флаг Южного СуданаЮжный Судан — 110 Т-72, по состоянию на 2012 год

Бывшие

  • ГДР — 551 единица Т-72Б Чехословацкого и Польского производства поставлены из СССР в период с 1979 по 1989 годы, перешли к ФРГ
  • СР Румыния — 30 единиц Т-72 поставлены из СССР в 1979 году. Сняты с вооружения.
  • Югославия — 390 единиц Т-72М1 произведены по лицензии (большинство в модификации М84) в период с 1981 по 1990 годы.
  • Чехословакия — 815 единиц Т-72Б произведены по лицензии в период с 1977 по 1991 годы, перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Финляндия — 70 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1990 годы, сняты с вооружения

Боевое применение

Польские Т-72
  • Ирак — Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Сирия — Ливанская война (1982)
  • Индия — миротворческая миссия на Шри-Ланке (1987—1990)
  • Ирак, Кувейт — «Война в заливе» (1990—1991)
  • СССР — Путч 19-21 августа (1991)
  • Армения, Азербайджан — Нагорно-Карабахский конфликт (1991—1994)
  • Боснийская война (1992—1995)
  • Россия, Чечня — Чеченские войны (1994—1996, 1999—2002)
  • Конфликт в Косово (1998—1999)
  • Иракская война[69] (2003)
  • Террористический акт в Беслане — Штурм 3 Сентября (2004)
  • Россия, Грузия — война в Южной Осетии (2008)
  • Гражданская война в Ливии (2011)
  • Гражданская война в Сирии

Сирия

Грузинский T-72Б1, видна установленная на корпусе и башне динамическая защита.

Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. 9 июня 76-ая и 91-ая сирийские танковые бригады, вооруженные Т-62 попали в окружение на юге от озера Карун. Сирийское командование решило отправить из Дамаска элитные части 1-й бронетанковой дивизии, на вооружении которых, по одной версии, находились танки Т-72 (по другой версии, Т-72 в этой дивизии не было), чтобы контратаковать израильтян на правом фланге. К северу от города Рашая, сирийские Т-72 вступили в бой с несколькими ротами израильских M60. Практически без потерь уничтожив несколько израильских танков, сирийцы прорвали кольцо окружения 76-ой и 91-ой бригад. После этого элитные части вернулись на Сирийскую границу, перегруппировались и продолжили движение к Захле. 10 июня части 1-й дивизии с Т-72 начали двигаться на север вдоль дороги Бейрут-Дамаск для замены 3-й дивизии. Израильское командование посчитало передвижение сирийских войск за «отступление». Были немедленно отправлены войска для преследования сирийцев, которое обошлось израильтянам высокой ценой. 362-й батальон с танками M48A3, которой пытался преследовать сирийцев, к полуночи 10 июня, попал в засаду возле Султан-Якуб и потерял большую часть своих сил, спешившие на помощь 363-й батальон и 880-я дивизия также понесли потери; в общей сложности израильтяне потеряли 10 танков, об участии в этом столкновении танков Т-72 не упоминается. Тем временем части 1-й дивизии развернулись вдоль шоссе от границы в направлении Бейрута; к вечеру 10 июня большая часть танков этой дивизии была окружена и почти все из них были потеряны, находясь на территории, контролируемой израильтянами, дивизия фактически утратила боеспособность, об участии в этом танков Т-72 не упоминается.

Т-72М1М

После этого Израиль и Сирия договорились о прекращении огня в полдень 11 июня. Обе стороны ринулись в атаку, чтобы захватить как можно больше территории. Ранним утром сирийские Т-72 81-й бригады достигли Штавраха, а затем повернули на юг по двум параллельным дорогам, прямо на позиции 409-го противотанкого батальона и M60 767-й бригады (по израильским данным, 767-я бригада в последующем бою не участвовала). Сирийские танкисты, вдохновленные успехами 9 июня пошли в наступление без проведения разведки. В результате они попали в засаду, всего 9-12 Т-72 было поражено ракетами TOW. По сирийским данным в этом бою было поражено до 10 израильских танков M60 (по израильским данным, танки M60 в этом бою не участвовали). Все подбитые Т-72 сирийцам удалось отбуксировать, после этого они вернулись на шоссе Бейрут-Дамаск.

Сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни один сирийский Т-72. По оценке российского танкового эксперта Михаила Барятинского, сирийцы потеряли 11—12 танков Т-72, один из них поражён предположительно танком «Шот-Каль» («Центурион»). Вопреки мифу о боевом крещении Т-72, которое произошло в бою с танками «Меркава», если внимательно проследить боевой путь сирийских танков Т-72 и израильских «Меркава», будет представляться сомнительной сама возможность их встречи в бою. Барятинский пришёл к выводу, что «ни одна „Меркава“ не подбила ни одного Т-72 и ни один Т-72 не подбил ни одну „Меркаву“, потому что они просто не встретились в бою». В целом, опыт боевого применения танков серии Т-72 оказался положительным. Следует отметить, что одним из важнейших факторов ведения успешного боя является высокий уровень подготовки танкового экипажа, который у арабских армий не всегда находился на высоте.

Ирак

Еще одной страной, активно использовавшей Т-72, стал Ирак. Первые 100 машин советского производства были получены Ираком в 1979-80 годах. Экспортные модификации отличались конструкцией броневой защиты лобовой части башни, а также системой противоатомной защиты и комплектацией боеприпасов. После началавойны с Ираном советское руководство перестало оказывать военную помощь Ираку. Но уже в январе 1982 года Польша поставила 250 танков Т-72М. В сентябре этого же года Советский Союз снял эмбарго на поставки техники. Всего за годы Ирано-Иракской войны было поставлено 1100 танков Т-72, которые себя хорошо показали в бою против иранских танков. В начале конфликта иракский танковый батальон, вооруженный танками Т-72, в скоротечном бою в районе Кесре-Ширин полностью разгромил танковый батальон иранцев на танках «Чифтен», не понеся при этом по­терь. В 1982 году он успешно использовался в июльских боях под Басрой. В результате сражения Иран захватил 101 танк (в том числе 12 Т-72, которые впервые попали в руки к иранцам), иракцы захватили 200 танков и такое же количество бронемашин и САУ. Последним крупным сражением Ирано-Иракской войны, где участвовал Т-72, стал захват острова Маджнун иракской армией в 1988 году. Остров обороняли 60 танков «Чифтен» и «Скорпион», с иракской стороны в операции были задействованы 2000 танков. Успех иракской армии оказался абсолютным — остров был освобожден, все иранские танки уничтожены или захвачены в качестве трофеев. Безвозвратные потери за всю войну составили 60 уничтоженных и захваченных танков Т-72.

После войны Ирак начал собственное производство танков Т-72 под названиями «Саддам» и «Вавилонский лев», качество сборки которых оставляло желать лучшего. Иран также начал собственное производство этого танка.

Вторжение в Кувейт

Сербская модернизация Т-72

Следующей войной, где участвовали иракские танки Т-72, стал захват Кувейта в 1990 году. Кувейт тоже располагал такими танками югославского производства. Кувейтская армия была разгромлена и бежала в Саудовскую Аравию. Всего лишь немногие кувейтские силы смогли оказать достойное сопротивление. Так, например, произошло во время "Битвы за мосты" в южном пригороде Кувейт-Сити. Танковая дивизия Национальной гвардии Ирака «Хаммурапи», оснащенная танками Т-72 и БМП, вошла в Кувейт-Сити. Иракцы двигались в походной колонне, и встреча с 35-ой танковой бригадой Кувейта стала для них неожиданностью. Наступление иракских сил на этом участке было остановлено. Было подбито и уничтожено 25 иракских Т-72. С кувейтской стороны было потеряно 2 «Чифтена». Организация объединенных наций осудила действия Ирака и начала подготовку военного вмешательства. Была собрана коалиция из 28-ми стран во главе с США.

Первое крупное наземное столкновениие войск коалиции с иракской армией произошло 29 января 1991 года. 2000 иракских солдат при поддержке 100 танков Т-72, Т-62 и Т-55 захватили приморский город Рас-эль-Хафджи в Саудовской Аравии. 1 февраля армия Саудовской Аравии при поддержке бронетанковых подразделений Катара и авиации Многонациональных сил сумела отбить город. От 30 до 90 единиц иракской бронетехники было выведено из строя, войска коалиции потеряли 2 танка AMX-30, 10 бронеавтомобилей V-150 и 1 LAV-25. Далее основным соперником иракского Т-72 стал американский основной боевой танк М1 Абрамс. Зачастую встречи между американскими и иракскими танками заканчивались победой первых. Известен случай, когда один «Абрамс», увязший в грязи и оставленный в ожидании эвакуационной машины, был атакован тремя Т-72. В ходе завязавшегося боя «Абрамс» получил три попадания снарядов (2 ОФ и 1 БПС) с минимальными повреждениями; все три Т-72 были уничтожены. По официальным американским данным иракские Т-72 сумели поразить только около 10 танков M1A1, из которых 1-3 были подбиты. Также имели место бои Т-72 с более старыми M60, в которых было уничтожено не менее 5 иракских танков. Счет потерь Т-72 Ирака идет на сотни ( многие из которых брошены экипажем или уничтожены с воздуха).

Сербская модернизация Т-72

Иракские Т-72 использовались во время интервенции Многонациональных сил в Ирак в 2003 году. 24 марта американское командование подготовило для атаки частей 2-й танковой дивизии «Медина» в городе Кербела 31 вертолёт AH-64 «Апач» 11-го авиционного полка Армии США. Иракская разведка вскрыла планы американцев. Во время взлёта один «Апач» разбился. При подлёте к цели вертолёты были встречены мощным заградительным огнём танков, зениток и крестьян с винтовками. После получасового боя один «Апач» был сбит огнём с земли (его экипаж попал в плен), все остальные были повреждены и стали возвращаться на базу. Иракцы потеряли 12 танков и несколько зенитных установок. Из 29 вернувшихся вертолётов только 7 оставались полётпригодными, 2 повреждённых было списано.

3 апреля возле Махмудии Т-72 встретились с американскими «Абрамсами». Бой завершился в пользу американцев, без потерь уничтоживших 7 иракских танков.

Конфликты на постсоветском пространстве

По мнению авторов книги «Боевые машины Уралоагонзавода. Танк Т-72» тот факт, что танки Т-72 плохо зарекомендовали себя в азербайджанской и грузинской армиях связан не с их конструктивными особенностями, а с низкой квалификацией обслуживающего персонала, а также некачественными запчастями и ГСМ.

Во время штурма Грозного с декабря 1994 по февраль 1995 года было уничтожено 62 танка, среди которых были как устаревшие модификации (прошедшие несколько капремонтов и спешно расконсервированные), так и современные модификации Т-72Б. Из 80 танков Северо-Кавказского военного округа типа Т-72, динамическая защитабыла установлена только на 14 машинах, при этом сами контейнеры не были снаряжены элементами взрывчатых веществ. Из-за ошибок в тактическом использовании танковых подразделений, когда бронированная техника применялась в неразумных количествах и без прикрытия мотострелками, — на один танк могло приходится до 6-7 гранатомётчиков.

Во время второй чеченской войны, танк зарекомендовал себя значительно лучше, в 2003 году главнокомандующий сухопутными войсками РФ Н. В. Кормильцев назвал Т-72 наиболее эффективным образцом бронетанковой военной техники в реальных боевых условиях.

В ходе войны в Южной Осетии (2008) Т-72 применялись с обеих сторон, находясь на вооружении грузинских и российских войск. За время конфликта с российской стороны было потеряно 2 танка Т-72, с грузинской — 18 танков Т-72, из них 8 танков были захвачены в качестве трофеев. Сорванная взрывом башня одного из грузинских Т-72 была установлена в качестве памятника.

Другие конфликты

Индия применяла Т-72 в ходе миротворческой операции на Шри-Ланке. Точные потери танков неизвестны; существует фотография, на которой изображены два Т-72 с оторванными башнями, подорвавшиеся на минах.

Оценка проекта

В 1982 году по результатам боевых действий в Ливане, Хафез Асад охарактеризовал Т-72 как лучший танк в мире, подчеркнув, что ни один Т-72 в ходе боёв с израильтянами уничтожен не был.

Именно высокие надежность и огневая мощь танков Т-72, а также большое их количество на вооружении многих стран подталкивают конструкторов Чехии, Словакии, Польши, Румынии, Украины, Франции и Бельгии, а также и ряда других стран разрабатывать проекты глубокой модернизации этой замечательной машины и довести ее боевые характеристики до уровня танков НАТО последних разработок.

С. Суворов. Танк Т-72. Вчера, сегодня, завтра


Здесь уместно отметить, что некоторые наши «специалисты» считают танк Т-72 всего лишь модификацией Т-64А, что, мягко выражаясь, не корректно. На самом деле у этих танков одинаковы только орудия. Танк Т-72, принятый на вооружение Советской Армии 7 августа 1973 г., предназначался для массового производства на существующих заводах и оборудовании. В нём была реализована идея надежности машины в целом, внедрены улучшенные условия обитаемости для экипажа. В конструкции Т-72 удалось заложить значительный резерв для модернизации и создания на его базе специальных машин. Этот танк был создан для боя. Неоспоримые достоинства Т-72 по достоинству оценили специалисты всего мира — эта боевая машина признана лучшим и самым массовым танком второй половины XX века.

Карцев Л.Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»

Модели

В России наиболее известными являются модели фирмы «Звезда» в масштабе 1:35. Выпускаются модификации Т-72А и Т-72Б. Кроме этого, модификация Т-72М1 выпускается японской фирмой «Tamiya». В масштабе 1/72 Т-72М1 выпускается компаниями ACE(Украина) и Revell(США). А так же компания «Звезда» выпустила Т-72Б в масштабе 1/100 для игры "HotWar".

Просмотров: 23836

Создан: 2013-09-15

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
110
Зарегестрировалось
4740
Комментариев
0