5 Популярных статей

Т-90АМ «Прорыв» — новейшая модификация Т-90А «Владимир», работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году.

Создан:

Т-14 «Армата» (Индекс ГБТУ — Объект 148) — российский основной танк, и средний танк по массе.

Создан:

«Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Создан:

С-400 «Триумф» — российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения.

Создан:

С-300 «Фаворит» — семейство зенитных ракетных систем, способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Т-90

Т-90

Т-90А на репетиции Парада в честь 67-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне

Классификация:

ОБТ

Боевая масса, т:

46,5

Компоновочная схема:

Классическая

Экипаж, чел.:

3

История

Производитель:

Россия

Годы производства:

Т-90: с 1992
Т-90А: с 2004

Годы эксплуатации:

Т-90: с 1992
Т-90А: с 2005

Основные операторы:

Индия, Алжир, Туркмения, Уганда

Размеры

Длина корпуса, мм:

6860

Длина с пушкой вперёд, мм:

9530

Ширина корпуса, мм:

3780

Высота, мм:

2230 (по крыше башни)
2865 (по пулемёту)

База, мм:

4270

Колея, мм:

2790

Клиренс, мм:

Т-90(С): 426..492
Т-90А (СА): 404..467

Бронирование

Тип брони:

Комбинированная противоснарядная
Для Т-90А с ВДЗ (эквив.):
от БОПС: 1050 мм
от КС: 1600 мм

Активная защита:

КОЭП Штора-1/1М

Динамическая защита:

Т-90(А,С): «Контакт-5»
Т-90СМ: «Реликт»

Вооружение

Калибр и марка пушки:

125-мм
Т-90(С):2А46М
Т-90А(М): 2А46М-5

Тип пушки:

Гладкоствольная

Длина ствола, калибров:

51

Боекомплект пушки:

Т-90(С): 43 (22 в АЗ)
Т-90А(СА): 42 (22 в АЗ)
Т-90СМ: 40 (22 в АЗ)

Углы ВН, град.:

-5..+16[1][3]−16..+20

Углы ГН, град.:

360°

Дальность стрельбы, км:

ТУР: 5,0

Прицелы:

Наводчик(дневной): 1Г46
Наводчик(ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА»
Командир(день/ночь): Т01-КО4

Пулемёты:

1 × 12,7-мм НСВТ или Корд
1 × 7,62-мм ПКТ

Другое вооружение:

«Рефлекс-М»

Подвижность

Тип двигателя:

В-84МС или В-92С2

Мощность двигателя, л. с:

Т-90(С):840
Т-90А(СА):1000..1020

Скорость по шоссе, км/ч:

60

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

35-45

Запас хода по шоссе, км:

550 (700 с внешними баками)

Запас хода по пересечённой местности, км:

345..520

Удельная мощность, л. с./т:

Т-90(С): 18,6
Т-90А(СА): 21,5[3]
Т-90СМ: 24

Тип подвески:

Индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Т-90(С): 0,938
Т-90А(СА): 0,97

Преодолеваемый подъём.:

30

Преодолеваемая стенка, м:

0,85

Преодолеваемый ров, м:

2,6..2,8

Преодолеваемый брод, м:

1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

Т-90 «Владимир» — российский основной боевой танк.

Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б под индексом Т-72БУ, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. После смерти Поткина Владимира Ивановича, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации — России Т-90 было присвоено имя «Владимир».

В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новых ОБТ. В дополнении к лицензионной сборке в Индии (1000 штук), объём экспортных поставок Т-90С составил более 1000 танков.

В 2010 году закупочная стоимость Т-90 по контрактам на поставку Вооружённым Силам Российской Федерации составляла 70 млн рублей. По состоянию на 2011 год стоимость нового Т-90 заметно повысилась и составила 118 млн рублей. С конца 2011 года закупка танков Т-90 для ВС России была прекращена.

9 сентября 2011 года на полигоне НТИИМ в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011 был впервые публично представлен Т-90СМ, новая экспортная версия танка Т-90.

История создания и производства

Т-90 является глубокой модернизацией Т-72, созданной в нижнетагильском «Уральском КБ Транспортного машиностроения» в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина как Т-72БУ (заводское название «Объект 188»). В 1989 году танк был передан на ГСИ, которые прошли успешно.

«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, оба объекта проходили по программе доведения танка Т-72Б до уровня Т-80УУД. Бронирование Т-72Б поздних серий (образца 1989 года) соответствовало данному уровню, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнём. Очень простой и надёжный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую СУО. Решением стало установка комплекса управления огнём 1А45 «Иртыш», отработанного на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года танк «Объект 188» был представлен на государственные испытания. Испытания показали высокую надёжность нового танка. 27 марта 1991 года совместным решением Министерства обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован для принятия на вооружение ВС СССР. Развитие «Объекта 187» пришлось свернуть. Однако последующий период в жизни страны и выводы, сделанные по получении результатов боевого использования в операции «Буря в пустыне» танков типа Т-72, не дали возможности принять окончательное решение. К тому же, в декабре 1991 года перестал существовать Советский Союз.

В КБ УВЗ было принято решение повысить эффективность защиты «Объекта 188». На машину был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1», и проведены дополнительные испытания. 30 сентября 1992 года первый «Объект 188» установочной серии вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 759-58 о принятии танка на вооружение ВС России и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта. Считалось что танк будет принят под индексом Т-72БУ, в соответствии с обозначением в официальных документах «Танк Т-72Б усовершенствованный», однако Президент России Борис Ельцин распорядился присвоить танку собственное наименование — Т-90.

Серийное производство танка началось в 1992 году. В 1992—1998 гг. было выпущено около 120 Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией от 18 февраля 2001 года. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 Т-90С и 84 Т-90С в 2002 году, что дало возможность покупателю сформировать четыре танковых батальона.

В 2004-2006 году танк был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. Было выпущено 32 танка Т-90А (образца 2004 года) и 337 танков Т-90А (образца 2006 года), в том числе более 50 Т-90АК с 2004 по 2011 гг. В 2005 году Т-90А был официально принят на вооружение ВС России.

Т-90А, модернизированная версия Т-90 (первоначально «объект 188А1»), поступившая в производство с2004 года имеет ряд важных усовершенстований:

  • в качестве ночного прицела установлен тепловизор «Буран-М» на модификации 2004 года, впоследствии на модификации 2006 года начали устанавливать более современный тепловизор второго поколения «ЭССА» с матрицей «Catherine FC», стабилизированный в двух плоскостях, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом, что позволило увеличить дальность ночного видения с 1800 до 4000 м;
  • прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом лобовых деталей до 950 мм, что значительно увеличило её стойкость против БОПС/КС;
  • вместо 840-сильного двигателя установлен 1000-сильный дизель В-92С2. Была предусмотрена возможность установки на танк 1200-сильного дизеля В-99;
  • заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило скорость наведения и улучшило точность стрельбы с хода.

По официальным данным, по состоянию на начало 2012 года общий выпуск Т-90 и его модификаций для Вооружённых Сил России составил около 500 танков: ~120 Т-90, 32 Т-90А (в том числе 7 штук модификации «АК») с ночным прицелом наводчика «Буран-М» и ~337 Т-90А(в том числе 30-40 штук модификации «АК») с тепловизором «Эсса» с матрицей Catherine FC.

По ним же, по состоянию на 2012 год суммарный выпуск Т-90 и его модификаций составил не менее 1335 танков(не включая собранные по лицензии в Индии):

  • Т-90 модификации 1992 года (объект 188) — ~120 танков;
  • Т-90С «Бхишма» модификации 2001 года (объект 188С) — 657 (310+347) танков. В 2006 году правительство Индии также подписало контракт стоимостью $2,5 млрд на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма» на казённом заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади (штат Тамил Наду). В 2009 году в ВС Индии поступили первые 10 из 1000 запланированных Т-90С местного производства.
  • Т-90СА модификации 2006 года (объект 188СА) — 189 танков;
  • Т-90А модификации 2004 года (объект 188А1) — 32 танка с ночным прицелом наводчика «Буран-М»;
  • Т-90А модификации 2006 года (объект 188А1) — 217 (+120 до 2011 года) танков с тепловизором «Эсса» с матрицей Catherine FC.

Описание конструкции

Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек — механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления инаводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.

На Т-90 первых серий («Объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку защиту от наиболее распространённых управляемых противотанковых средств, таких как ПТУРы с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и средства поражения с лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copperhead» за счёт создания активных помех их наведению. 2 прожектора ТШУ-1-7/7М создания помех в ИК диапазоне, прицелам и ГСН.

Огневая мощь

Система управления огнём и прицельные приборы

Ведение огня из основного и вспомогательного вооружения Т-90А осуществляется комплексом управления огнём 1А42, состоящим из прицела дальномера 1Г46, прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 и телевизионной системы заднего обзора.

Основным средством наведения на цель пушки и спаренного пулемёта является входящий в состав системы управления огнём информационно-вычислительный дневной комплекс наводчика 1А43. Он, в свою очередь, состоит из прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1 и комплекта автоматических датчиков, определяющих условия стрельбы.

Прицельно-дальномерный прибор наведения 1Г46 служит непосредственно для наведения оружия на цель и объединяет в себе перископический прицел с плавно регулируемым в пределах 2,7…12Х увеличением, лазерный дальномер, определяющий дальность в диапазоне 400—5000 м, систему их стабилизации в двух плоскостях и систему наведения управляемого ракетного оружия. Электронный танковый баллистический вычислитель 1В528-1 осуществляет автоматическое вычисление необходимого угла возвышения ствола и горизонтального упреждения при стрельбе по движущейся цели, корректировку этих параметров с учётом метеорологических условий, определяемых комплектом датчиков и осуществляет автоматическую наводку оружия в соответствии с этими данными. Помимо этого, как и на остальных советских танках, орудие Т-90А оснащается боковым уровнем и азимутальным указателем для ведения огня полупрямой наводкой и с закрытых позиций.

Командир танка располагает прицельно-наблюдательным комплексом Т01-К04, обеспечивающим ведение огня из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме — из основного вооружения. В состав комплекса входит электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ПК-5, стабилизированный в двух плоскостях. Дневной канал наблюдательного прибора обеспечивает увеличение до 8Х, ночной — до 5,2Х. В ночных условиях работа прибора осуществляется в пассивном режиме, на дальности до 1000 м, за счёт усиления естественного освещения, либо в активном режиме, на дальности до 5000 м, за счёт подсветки цели инфракрасным прожектором ОТШУ-1-7. Кроме этого, для наведения зенитной пулемётной установки используется монокулярный телескопический оптический прицел ПЗУ-7.

Для стрельбы в ночных условиях Т-90А оснащается ночным комплексом ТВП «Буран-М» или «ЭССА», позволяющий распознавать мишени размером 2,3×2,3 м ночью. Комплекс состоит из стабилизированной в двух плоскостях тепловизорной камеры, при помощи которой как наводчик, так и командир могут осуществлять наблюдение за местностью с индивидуальных экранов, а также производить управление вооружением при помощи стандартной системы управления огнём.

Гладкоствольная пушка


Танковая пушка 2А46М-1 в музее ОАО «Мотовилихинские заводы»

Основным вооружением Т-90А(СМ) является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь ПТУР. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни — электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному наТ-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность Т-90А(СА) составляет 8 выстрелов за 56 секунд при работе автомата заряжания, время заряжания одного выстрела АЗ 7 секунд.

Боекомплект пушки Т-90А(СА) состоит из 42 (43, 40 на других модификация) выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 — в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов — бронебойными подкалиберными3БМ42, 3БМ46, 3БМ42М(частично) кумулятивными ЗБК29(М), осколочно-фугасными снарядами ЗОФ26 с системой дистанционного подрыва «Айнет», с электронным взрывателем 3ВМ-12, обеспечивающем подрыв ОФС в заданной точке траектории, это повышает эффективность ведения огня по зависающим вертолётам и живой силе в окопах, управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении.

Российские БОПС из боекомплекта Т-90 несколько уступают (а возможно и не уступают вообще) по бронепробиваемости американским аналогам, но превосходят их по скорости. Например, бронепробиваемость ЗБМ-42М из боекомплекта Т-90А, оценивается в 650-700 мм КГС, а 3БМ-46 650 мм (дистанция 2000 м), тогда как американскийБОПС М829А2 из боекомплекта М1А2SEP на той же дистанции пробивает 710(750 по аналитическим данным) мм КГС (катаной гомогенной стали).

Комплекс управляемого вооружения

Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена.

Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение


Башня Т-90К: слева от пушки установлен спаренный пулемёт калибра 7,62-мм, на крыше башни — крупнокалиберный зенитный пулемёт калибра 12,7-мм

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.

Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.

Защищённость и живучесть

Баллистическая защита

Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 — сварной, башня — литая на Т-90 и сварная на Т-90СА и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.

Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для основных советских боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты — 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же — цельноштампованное, сложной формы. Башня на Т-90А имеет лобовые детали горизонтально отклоненные назад на 60°.

Точные данные о бронировании Т-90 (образца 1992 года) а также других модификаций, по состоянию на 2013 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 900—950 мм (без учёта встроенной ДЗ: башня 700 мм — от БОПС, от КС — 850 мм. Корпус: 650 мм от БОПС и 750 мм от КС) катаной броневой стали. Бронестойкость корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами с учётом динамической защиты оценивается в 1350-1450 мм.

После появления новой башни на Т-90А бронестойкость значительно увеличилась и оценивается в 800 мм против бронебойно оперённо подкалиберного снаряда и 1000 мм против кумулятивных снарядов (с учётом встроенной ДЗ «Контакт-5») соответственно.

Также следует учитывать, то что танк имеет хорошие углы наклона лобовой брони, это может положительно повлиять на защиту танка и отрицательно сказаться на действии боеприпасов атакующих танк.

Активная защита

Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двухинфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления.

Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два — точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели.

Подвижность


Двигатель В-92С2 производства ЧТЗ (в разрезе)

Двигатель

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.

На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.

Трансмиссия

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Средства наблюдения, связи и навигации


Т-90А на Параде Победы 9 мая 2009 года

Связь танка обеспечивается УКВ радиостанцией Р-163-50У и приёмником Р-163-УП с частотной модуляцией и шагом 1 КГц. Дальность связи на УКВ частотах 30,025 до 79,975 МГц достигает 20 км на двухметровую штыревую антенну.

Командирский танк дополнительно имеет КВ радиостанцию Р-163-50К («Арбалет-50К»), 2-30 МГц. Дальность связи на штыревую антенну в движении достигает 50 км. На стоянке дальность внешней связи на частотах от 2 до 18 МГц составляет до 350 км. Такая дальность достигается за счёт установки антенны «симметричный вибратор» на 11-метровую мачту.

Эргономика

На некоторые Т-90 установлена система кондиционирования СКС-3.

Ремонтопригодность

Для Т-90 предусмотрены два вида ремонта: капитальный и текущий. Текущий ремонт производится по мере возникновения необходимости. При текущем ремонте Т-90 возвращается в работоспособное состояние в среднем за 2 часа. После пробега 2500 км осуществляется ТО продолжительностью 12 часов. После пробега 5000 км — 30 часов. Капитальный ремонт проводится после пробега 11 000 км, при этом ресурс гусениц составляет 6000 км.

Модификации


Т-90МС в защитном комплекте «Накидка» на форуме ТВМ-2012

  • Т-90 — первая серийная модификация.
  • Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.
  • Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
  • Т-90А(2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
  • Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
  • Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .
  • Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем «T-BMS».
  • Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооруженийREA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.
  • Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций Т-90

Т-90

Т-90 A

Т-90 CA

Т-90 CM

Размеры

Боевая масса, т

46

46,5

48,0

Длина с пушкой вперёд, мм

9530

Длина корпуса, мм

6860

Ширина общая, мм

3460

Высота по крыше башни, мм

2228

Забронированный объём танка, м³, в том числе:

11,04

Отделение управления

2,0

Боевое отделение

5,9

Моторно-трансмиссионное отделение

3,1

Вооружение

Пушка

125-мм 2А46М

125-мм 2А46М/2А46М-5

125-мм 2А46М/2А46М-5

125-мм 2А46М-5

Боекомплект, выстрелов

43

42

40

Управляемое вооружение

9К119 «Рефлекс»

9К119М «Рефлекс-М»

9К119 «Рефлекс»

9К119М «Рефлекс-М»

Прицельный комплекс

1Г46, ТПН-4/ТВП 1-го поколения

1Г46, ТВП 2-го поколения

СУО «Калина», ТВП 3-го поколения

Спаренный пулемёт

7,62-мм ПКМТ

7,62-мм ПКТМ

Боекомплект, выстрелов

2000

Зенитный пулемёт

12,7-мм НСВТ-12,7

7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1)

Боекомплект, выстрелов

300

800

Защищённость

Тип башенной брони в лобовой части

Литая с наполнителем(комбинированная)

сварная с наполнителем(комбинированная)

Толщина башенной брони в лобовой части

850 мм

950 мм

Тип брони корпуса в лобовой части

Комбинированная, сварная

Толщина брони корпуса в лобовой части

750 мм

Динамическая защита

Контакт-5

Реликт

Активная защита

Штора-1

Только датчики облучения

Только датчики облучения

Подвижность и проходимость

Двигатель

В-84МС, 840 л. с.

В-92С2, 1000 л. с.

В-92С2Ф2, 1130 л. с.

Ёмкость топливных баков, л

1200+400

Удельная мощность, л. с./т

19-20

21,5

24

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

60

65

60

Максимальная скорость по пересечённой местности, км/ч

45

45-50

50

Запас хода по шоссе, км

500

550

Запас хода по пересечённой местности, км

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,85

0,91

0,98

Машины на базе Т-90

  • БМПТ — боевая машина поддержки танков
  • ИМР-3М — инженерная машина разграждения
  • МТУ-90 — мостоукладчик
  • Э300 — универсальное гусеничное шасси
  • БМР-3М — бронированная машина разминирования

Экспорт

Разрешение о продаже за рубеж экспортного варианта Т-90 под обозначением Т-90С было дано одновременно с принятием танка на вооружение 5 октября 1992 года. Несмотря на это, российский Департамент оборонной промышленности длительное время не допускал Т-90 на международные выставки вооружений, позволяяУралвагонзаводу демонстрировать лишь Т-72С, что многими авторами связывается с лоббированием военнослужащих военного министерства танка Т-80У, конкурировавшего с Т-72/Т-90 на международном рынке вооружений. Впервые разрешение на показ танка на выставке IDEX в Абу-Даби было дано только в 1997 году, однако и в тот раз информация о Т-90 не была представлена организаторам выставки ответственными за это служащими, в результате чего танк не был официально включён в её программу. Тем не менее, Т-90 всё же был успешно продемонстрирован на выставке и привлёк внимание иностранных военных специалистов.

Индия


Т-90 «Бхишма» вооружённых сил Индии

Крупнейшим зарубежным покупателем Т-90 является Индия. В 1999 году был заключён предварительный контракт на поставку трёх танков для испытаний. В 2001 году был подписан окончательный контракт и началась поставка партии из 310 Т-90С. Сумма контракта составила $1 млрд. По условиям контракта первые 124 танка Т-90С, собранные в России, были поставлены в Индию в 2001—2002 гг.

В 2001 году была достигнута договоренность о лицензионном производстве Т-90 в Индии. В период с октября 2002 года по сентябрь 2003 года российской стороной было поставлено оборудование и лицензионная техническая документация для сборки Т-90С в Индии. Была оказана техническая помощь в организации производства на заводе большегрузных автомобилей HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади (штат Тамил Наду) и другим предприятиям индийского ВПК. В 2003 году Уралвагонзаводпоставил оставшиеся 186 из 310 Т-90С в виде полусобранных узлов и отдельных комплектующих для последующей лицензионной сборки на мощностях индийского HVF. Итого по контракту 2001 года вооружённые силы Индии получили 310 Т-90С.

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью $2,5 млрд на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма». В октябре того же года был подписан дополнительный контракт стоимостью $795 млн на поставку ещё 330 танков Т-90СА в течение 2007—2008 гг., предусматривающий сборку части этой партии танков в Индии. Совместно с Россией и Францией была создана индийская версия Т-90 «Бхишма», которая отличается модернизированной ходовой частью, улучшенной системой управления огнем с французским тепловизором «Эсса» и индийской динамической броней Kanchan. Танку присвоили имя «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса.


Т-90 «Бхишма» вооружённых сил Индии на учениях в пустыне Тар

В 2007 году заключён ещё один контракт на поставку 347 Т-90СА на сумму $1,237 млрд в виде поставок 124 танков и 223 машинокомплектов для лицензионного производства (мелкоузловой сборки). В 2010 году контракт был выполнен после отправки в Индию оставшихся 20 танков и около 160 танко-комплектов для сборки на индийском казённом предприятии HVF.

По состоянию на 2008 год было поставлено более 500 танков и объявлено о планах увеличить степень локализации и развернуть полноценное производство Т-90. В 2008 году Министр обороны Индии Д. Сингх назвал Т-90 «вторым после ядерного оружияфактором сдерживания» в конфликте с Пакистаном, который грозил вылиться в крупномасштабную ядерную войну.

В 2009 году в ВС Индии поступили первые 10 из 1000 запланированных Т-90СА местного производства. Всего по лицензионному контракту на HVF запланировано произвести 1000 Т-90СА в 2009—2020 гг. Производственные мощности казённого завода HVF позволяют производить до 100 танков в год.

В настоящее время российскими специалистами осуществляется оказание технической помощи в производстве поставляемых танкокомплектов и гарантийное обслуживание Т-90С/СА индийской армии. По состоянию на 2010 год Уралвагонзавод поставил в Индию более 600 танков Т-90С/СА, из них около 400 танкокомплектов для сборки на заводе HVF. В общей сложности Индия к 2020 году намерена довести число Т-90 в войсках до 2000 единиц.

Другие страны

В марте 2006 года во время визита в Алжир Владимира Путина был подписан крупный пакет контрактов общей стоимостью около $8 млрд. В частности, в него вошли 185 танков Т-90С. Казахстан ведет переговоры о закупке большого количества танков Т-90А.

В 2011 году между Министерством обороны Азербайджана и компанией «Рособоронэкспорт» был подписан договор на поставку танков Т-90С. Информация о деталях договора, количестве танков и сроках доставки не разглашается.

На вооружении

  • Флаг России Россия — более 500 Т-90 всех модификаций, из них около 200 единиц находятся на хранении, по состоянию на 2012 год.
  • Флаг Азербайджана Азербайджан — в 2011 году между Министерством обороны Азербайджана и компанией «Рособоронэкспорт» был подписан договор по закупке танков Т-90С. Информация о деталях договора, количестве танков и сроках доставки не разглашается.
  • Флаг Индии Индия — около 700 Т-90С/СА, по состоянию на 2012 год (танки российского производства и танко-комплекты, собранные на индийском казённом предприятии HVF)
  • Флаг Алжира Алжир — 185 Т-90СА, по состоянию на 2012 год. Контракт на поставку был заключён в 2006 году на сумму 1 млрд. долларов. Всего должно быть поставлено 300 танков Т-90СА
  • Флаг Туркмении Туркмения — 10 Т-90СА, по состоянию на 2011 год. Летом 2011 года подписан контракт на поставку ещё 30 танков.
  • Флаг Уганды Уганда — 44 Т-90СА, по состоянию на 2011 год. Танки были поставлены в 2011 году в рамках пакетного контракта, подписанного в 2010 году.

Боевое применение

  • Первая чеченская война — Т-90 оказались практически неуязвимы для противотанковых средств чеченских боевиков.
  • Вторжение боевиков в Дагестан — один Т-90 получил семь попаданий из РПГ и остался в строю.

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Страна и название танка

Флаг РоссииТ-90А

Флаг УкраиныБМ «Оплот»

Флаг Соединённых Штатов АмерикиАбрамс M1A2 SEP

Флаг ГерманииЛеопард 2A6M

Внешний вид

Т-90А
БМ «Оплот»
Абрамс M1A2 SEP
Леопард 2A6M

Год принятия на вооружение

2005

2009

2000

2004

Боевая масса, т

46,5

51,0

63,0

62,5

Экипаж

3

3

4

4

Калибр пушки, мм

125

125

120

120

Управляемое вооружение

Рефлекс-М

Комбат

нет

нет

Боекомплект, выстрелов

42

46

42

42

Скорострельность, выстр./мин

7

8

н/д

н/д

Динамическая защита

Контакт-5

Дуплет

TUSK ARAT

да

Активная защита

Штора-1

Варта

AN/VLQ-6 MCD

MUSS

Мощность двигателя, л. с.

1000

1200

1500

1500

Удельная мощность, л. с./т

21,5

23,5

23,8

24,0

Максимальная скорость, км/ч

60

70

67

72

Запас хода по шоссе, км

550

500

425

450

Страна и название танка

Флаг ФранцииAMX-56 Леклерк

Флаг Объединенного КоролевстваЧелленджер 2

Флаг ИталииC1 Ариете

Флаг ПольшиPT-91M

Внешний вид

AMX-56 Леклерк
Челленджер 2
C1 Ариете
PT-91M

Год принятия на вооружение

1992

2002

1995

2010

Боевая масса, т

54,6

62,5

54,0

45,5

Экипаж

3

4

4

3

Калибр пушки, мм

120

120

120

125

Управляемое вооружение

нет

нет

нет

нет

Боекомплект, выстрелов

40

52

42

40

Скорострельность, выстр./мин

10-12

н/д

н/д

7

Динамическая защита

нет

ROMOR

нет

ERAWA

Активная защита

н/д

н/д

н/д

OBRA-3

Мощность двигателя, л. с.

1500

1200

1275

1000

Удельная мощность, л. с./т

27,5

19,2

23,6

22,0

Максимальная скорость, км/ч

72

56

65

65

Запас хода по шоссе, км

550

400

550

480

Страна и название танка

Флаг ИзраиляМеркава Mk.4М

Флаг ИндииАрджун Mk.I

Флаг ПакистанаАль-Халид

Флаг ИранаЗульфикар

Внешний вид

Меркава Mk.4М
Арджун Mk.I
Аль-Халид
Зульфикар

Год принятия на вооружение

2009

2011

2001

1997

Боевая масса, т

65,0

58,5

48,0

36,0

Экипаж

4

4

3

3

Калибр пушки, мм

120

120

125

125

Управляемое вооружение

LAHAT

LAHAT

нет

нет

Боекомплект, выстрелов

48

39

39

н/д

Скорострельность, выстр./мин

н/д

6-8

8

н/д

Динамическая защита

да

нет

да

нет

Активная защита

Трофи

нет

Варта

нет

Мощность двигателя, л. с.

1500

1400

1200

780

Удельная мощность, л. с./т

23,5

23,9

25,0

21,7

Максимальная скорость, км/ч

70

70

70

70

Запас хода по шоссе, км

500

450

500

450

Страна и название танка

Флаг Корейской Народно-Демократической РеспубликиТигр Бури

Флаг Республики КореяK1A1

Флаг Китайской Народной РеспубликиТип 99А2

Флаг ЯпонииТип 10

Внешний вид

Тигр Бури
K1A1
Тип 99А2
Тип 10

Год принятия на вооружение

2002

2001

2011

2012

Боевая масса, т

н/д

53,2

58,0

44,0

Экипаж

н/д

4

3

3

Калибр пушки, мм

125

120

125

120

Управляемое вооружение

нет

нет

Рефлекс

нет

Боекомплект, выстрелов

н/д

н/д

41

н/д

Скорострельность, выстр./мин

н/д

н/д

7

н/д

Динамическая защита

н/д

нет

да

нет

Активная защита

н/д

нет

JD-3

н/д

Мощность двигателя, л. с.

н/д

1200

1500

1200

Удельная мощность, л. с./т

н/д

22,5

25,9

27,3

Максимальная скорость, км/ч

н/д

65

70

70

Запас хода по шоссе, км

н/д

500

450

н/д

Огневая мощь

Система управления огнём и прицельные приборы

Система управления огнём Т-90 оценивается экспертами как морально устаревшая. Командирский прицельно-наблюдательный комплекс не имеет горизонтальной стабилизации, дальномерный пост имеет ограниченные углы горизонтального наведения панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и новейших российских СУО и прицел наводчика — единый многоканальный прибор). В процессе модернизации на следующих модификациях часть проблем была устранена.

Так же, Т-90 ранних выпусков, оснащались устаревшими активными приборами ночного видения, уступавшими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. На Т-90А и Т-90СА устанавливаются тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам.

Вооружение


Стрельба из Т-90А на Международном форуме «Технологии в машиностроении 2012»

По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов.

Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2200 метров для подкалиберных и 1500 метров для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2800 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни неподвижного танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных ОБТ, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения, например, LAHAT, превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях.

По мнению большинства экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, однако это мнение небесспорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на иностранных танках выполняюткартечные снаряды (США) или кассетные снаряды. В частности, в Израиле в 2010 году на вооружение был принят многофункциональный кассетный снаряд KALANIT(Anti-Personnel Anti-Material Multi-Purpose Tank, M329 Cartridge), предназначенный для поражения живой силы на открытом пространстве и внутри укреплений, и уничтожения легкобронированной техники.

Защищенность и живучесть


Крыша Т-90: хорошо видна динамическая защита

Топливная система на Т-90 относительно уязвима из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения. Места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше (хотя на М1 «Абрамс», несмотря на более просторную компоновку два топливных бака также находятся в носовой части, слева и справа от механика-водителя, однако они отгорожены 5 мм листом стали, а по мере исчерпания баков в корме топливо из передних резервуаров откачивается). Однако по опыту реального боевого применения М1 «Абрамс» в Иракской кампании в 2003 году, поражение носовых топливных баков в двух зарегистрированных случаях все же привело к уничтожению танка. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где как минимум часть их размещается в моторно-трансмиссионном отделении; особую опасность создаёт бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта. С 1999 года в Т-90 баки в отделе механика водителя все же были отгорожены листами стали. В результате доработки на Т-90А(С) была установлена современная система экстренного пожаротушения (ППО), что повысило живучесть танка. Также была улучшена защита топливных баков.

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация (при отсутствии противопожарного оборудования) гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка. С другой стороны, практика западной школы танкостроения, при которой боекомплект выносится за башню, также имеет ряд недостатков: значительно увеличивается профиль танка, его вес, а следовательно, его уязвимость. При этом в реальных боевых условиях, экипажи танков не закрывают шторки, которые отделяют башню от внешнего боекомплекта. И в случае детонации боекомплекта экипаж танка обречён на поражение. Размещение же боекомплекта по периметру башни, как это было принято в советской школе танкостроения, делает боекомплект более защищённым от поражения.

Крайняя взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, выявилась уже в 1980-х гг. При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является размещение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако их производство так и не началось).

На новой модификации Т-90СМ немеханизированный боекомплект вынесен в башенную нишу.

20 октября 1999 года были проведены обширные испытания защиты танков Т-80У и T-90 от различных типов угроз. Испытания включали в себя обстрел из ручных гранотомётов (РПГ-29, РПГ-7 с выстрелами ПГ-7ВР и РПГ-26) и нескольких видов ПТРК («Малютка-2», «Метис»-М, «Конкурс», «Корнет»). Танки также подверглись обстрелу бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами 3БМ42М, выпущенных из танка Т-80 с дистанции 1500 м. Обстрел производился в лобовую (а также в бортовую и кормовую) проекцию танков, защищенных ВДЗ «Контакт-5» и лишённых её. В ходе испытания было выявлено, что РПГ-29 — самое эффективное средство поражения среди использованных. Практические исследования подтвердили высокий уровень защиты Т-90 против указанных выше противотанковых средств.

Подвижность


Т-90 с поднятой трубой ОПВТ для преодоления водных преград по дну

На Т-90 первых выпусков использовалась ходовая часть, полностью заимствованная у танка Т-72Б. На последних выпус­ках танков применяется усовершенствованная ходовая часть.

Подвеска танка — индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами повышенной энергоемкости (на 1, 2 и 6 узлах). Гидравлические лопастные амортизаторы двустороннего действия установлены на первых, вторых и шестых узлах подвески, жёсткие ограничительные упоры — на первых, вторых, пятых и шестых. При такой высокой энергоемкости подвески её пробои возникают крайне редко, в основном при наезде на крупногабаритные препятствия на высокой скорости.

Коробки передач — планетарные с гидроуправлением. Имеется 7 передач вперед и одна передача заднего хода. Скорость заднего хода составляет 5 км/ч. Поворот машины осуще­ствляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Система управления танка морально устарела. На Т-90СМ рычаги управления были заменены на современную систему управления на основе штурвала.

Двигатель В-92 является развитием В-2, разработанного в 1930-х гг. Конструкция двигателя отработана в производстве. Монтаж силовой установки требует трудоемких операций по центровке, в то время как большинство зарубежных танков оснащаются моноблоком, что позволяет заменить силовую установку менее чем за час.

Общий вывод


Т-90 демонстрирует преодоление препятствия типа «стенка»

Некоторые авторы считают, что общее теоретическое сравнение танков невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, взаимодействие подразделений (особенно работа ПВО против самолётов и вертолётов противника, оснащённых противотанковым вооружением), которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.

Т-90А отличается хорошими показателями огневой мощи и подвижности а также отличной защищенностью. Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Однако результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу. По одним данным, Т-90(А,С) и Т-90М, его модернизированный вариант, превосходят все лучшие современные зарубежные танки. По другим данным, конструкция Т-90 устарела и уступает последним модификациям лучших зарубежных танков.

Одной из главных особенностей Т-90, по сравнению с иностранными ОБТ, является применение автомата заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить забронированный объём при сохранении хорошей защищенности, а также увеличить скорострельность на протяжении всего боя, в отличие от ручного заряжания. Танк отличается относительно небольшой массой и размерами, что способствует стратегической подвижности, хорошей проходимости и меньшей заметности на поле боя.

Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является коммерческий успех Т-90С — так как заказчики перед выбором боевых машин, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные их испытания. Однако и при этом следует учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам.

Достоинства

  • Хорошее сочетание «цена-качество».
  • Динамическая защита «Контакт-5» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от большинства противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon».
  • Исключительная неприхотливость и надёжность в эксплуатации.
  • Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя БОПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.
  • Отличная защита лба башни(в модификации Т-90А,М,С). Защита обеспечивается большой толщиной бронирования лобовых деталей башни (950 мм), углом наклона, а также их наполнителем и наличием встроенной динамической защитой.
  • Отличная защита лба корпуса. Защита обеспечивается хорошим бронированием, большим углом наклона верхней лобовой детали (на которой так же установлена ВДЗ) и малыми габаритами нижней лобовой детали.
  • Хорошая защита бортов корпуса по сравнению с иностранными ОБТ, обеспечивается наличием хорошей брони (80-70 мм) и противокумулятивных щитков(в передней части), а также резиновыми экранами по всему борту.
  • Хорошая защита крыши, защита обеспечивается приличной толщиной крыши(~80 мм) и наличием на ней ДЗ.
  • Возможность стрельбы ПТУР на дальность до 5 км.
  • Хорошая манёвренность и небольшие габариты.
  • Высокая скорострельность на протяжении всего боя.

Недостатки

  • Отсутствует полноценная изоляция экипажа от боекомплекта.
  • На серийных машинах (кроме Т-90АК) отсутствует бортовая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени на поле боя, положении машин своего подразделения и техническом состоянии танка.
  • Низкая скорость заднего хода (5 км/ч).
  • Устаревшая механическая трансмиссия.
  • Меньшая удельная мощность в сравнении с иностранными ОБТ).

Уязвимость

  • Контакт-5 неэффективен против БОПС типа M829А3 и ДМ-63, а также ПТУР с тандемными БЧ, которые преодолевают ДЗ «Контакт-5» без потерь в пробиваемости, однако эти данные не точны, так как предполагается (по источникам) что после создания в США БОПС М829А2, а также появлением в мире ПТС с тандемными БЧ, которые преодолевают Контакт-5 без потерь в пробиваемости, в России была проведена модернизация Контакта-5 с целью придания ему противотандемных свойств, который в следствии и устанавливался на последующие серийные танки.
  • Для лба башни Т-90А,С наиболее опасным БОПС является ДМ-63, но при условии что снаряд сможет преодолеть динамическую защиту Контакт-5 без воздействия на БОПС.
  • Из всех известных ПТУР самыми опасными для Т-90А являются HOT-3, MAPATS, так же при условии что они преодолеют Контакт-5.

Опыт эксплуатации в российской армии

Старший прапорщик С. Шклярук:

Это самая надёжная из известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что. Ни холод, ни жара не страшны. Её вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя знать не будешь. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли.

Критика

Главный конструктор УКБТМ В. Неволин:

Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его живучестью. Всё-таки размещение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.

Изображения

Т-90А на международном форуме «Технологии в машиностроении» — 2012

Т-90А на репетиции перед Парадом Победы 9 мая 2009 года

Т-90СА на международном форуме «Технологии в машиностроении» 2010 года:

Т-90К на МВСВ-2008 — Международной выставке для сухопутных войск 2008 года:

В массовой культуре

В моделизме

Пластиковые модели Т-90 в масштабе 1:35 выпускает российская компания «Звезда». В ближайшее время ожидается выход модели Т-90А от китайской компании MENG Model. В масштабе 1/72 Т-90 выпускается украинской компанией ACE по технологии ЛНД.

В компьютерных играх

Танк Т-90A присутствует в играх Battlefield 3, Battlefield 2, Battlefield Bad Company 2, Battlefield Play for Free, Call of Duty: Modern Warfare 3, ARMA 2, Tom Clancy’s Ghost Recon: Future Soldier, Противостояние: Европа 2015, Противостояние: Принуждение к миру, Противостояние 3D Перезагрузка.

Просмотров: 11 304
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки состава.

Создан:

Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года.

Создан:

Т-62 — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился с 1961 по 1975 год. Основным средним танком на вооружении СССР на протяжении 1950-х г.

Создан:

ИСУ-152 — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает.

Создан:

Ил-86 (по кодификации НАТО: Camber) — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

6 ПОСЛЕДНИХ СТАТЕЙ

Комментарии

Статей

110

Комментариев

7

Зарегестрировалось

1
Оглавление